Служба в научной роте: рассказ от первого лица
Научные роты стали появляться несколько лет назад как специализированные подразделения Министерства обороны, задача которых – научно-исследовательская деятельность, направленная на решение конкретных прикладных задач в интересах повышения обороноспособности России. Соответственно, набор в научные роты осуществляется в основном среди выпускников бакалавриата и магистратуры технических и инженерных вузов, обладающих необходимыми компетенциями для решения таких задач.
Иван Ермолаев окончил бакалавриат МИЭМ в 2016 году (образовательная программа «Инфокоммуникационные технологии и системы связи») и магистратуру в 2018 году (образовательная программа «Инжиниринг в электронике»). В декабре того же года он был призван в ряды Вооруженных Сил и отслужил год в составе научной роты военного инновационного технополиса «ЭРА», расположенного в Анапе (Краснодарский край).
В декабре минувшего года Иван закончил срочную службу и согласился поделиться своими впечатлениями.
Как вы узнали о таком виде службы? Что вас привлекло? Выбирали ли вы роту? Каковы критерии отбора?
Про научные роты я знал еще в студенческие годы, так как понимал, что рано или поздно передо мной встанет вопрос с армией. Я где-то прочитал, что есть научные роты, которые специализируются в направлениях науки и исследований, как раз связанных с моей будущей специальностью.
Меня привлек данный вариант своим подходом к военнообязанным, когда можно применить свои ум и навыки, приобретенные во время учёбы в школе и университете.
На тот момент таких рот было меньше, чем сегодня. Я видел, что есть одна в Москве или Подмосковье, и захотел туда пойти. Но на тот момент информации в интернете про нее не нашёл: ни где она точно базируется, ни адреса, на который можно было прислать резюме. Затем я увидел объявление в официальной группе МИЭМ в социальной сети «ВКонтакте» о наборе в роту, которая связана с робототехникой и расположена в Анапе. Не раздумывая, отправил документы контактному лицу, после чего уже со мной связались из самой части.
Главные критерии по отбору: наличие высшего образования; категория здоровья должна быть не ниже Б-3; направление, на котором соискатель учился, должно совпадать с тематикой роты, у каждой она своя.
Что было дальше? Как был организован набор?
В первый раз мне позвонили, чтобы проинтервьюировать по телефону. Спустя несколько дней сообщили, что я прошел интервью и зачислен в роту. Дальше было ожидание повестки в военкомат. А уже в военкомате был определен день призыва. Первый месяц я проходил курс молодого бойца в части, которая базируется в Подмосковье. После присяги я был отправлен в технополис в Анапе, где и проходил срочную службу.
Каковы ваши первые впечатления о службе? Каков распорядок дня в технополисе?
Первые впечатления – от месяца пребывания на курсах молодого бойца. Они были непростые: куда я попал, всё надо делать быстро и в строгом порядке. Очень всё непривычно и строго, ругают за малейшие нарушения: не так сложил вещи, неправильно заправил кровать, не так вещи расставлены в тумбе. По времени тоже всё очень плотно.
Но, с другой стороны, я воспринимал всё так, будто нахожусь в лагере для взрослых мальчиков. Живём впятером в одной комнате, всё делаем вместе, расписан весь день - это мне немного помогало в психологическом плане. Со временем привык.
В Анапе суеты уже не было, так как привыкли к режиму. И было больше свободы. Сперва было ощущение, что ты приехал к старшеклассникам или старшекурсникам. Они нас всему обучали, рассказывали. По сравнению с курсом молодого бойца у нас появились различные формы одежды, для каждого мероприятия своя: например, для участия в конференциях мы переодевались в офисную форму одежду, в обычное время ходили в полевой. Полевая форма менялась по сезону: зима-весна-лето-осень. В лаборатории своя форма одежды - белые халат и поло, серые штаны и белые тапки.
Теперь по распорядку дня в технополисе:
6:00 – подъём;
6:15 – 6:40 – утренняя зарядка;
6:40 – 7:20 – утренний туалет, утренний осмотр;
7:30 – 8:10 – завтрак;
8:10 – 8:40 – информационные полчаса: новости, доклады, поздравления и т.д.;
8:45 – 9:05 – поднятие флага и утренний развод;
9:10 – 12:50 – работа в лаборатории;
13:00 – 14:00 – обед;
14:10 – 14:40 – послеобеденный сон/отдых;
14:50 – 15:00 – дневной развод;
15:00 – 18:00 – работа в лаборатории;
18:00 – 18:50 – самостоятельная подготовка (либо тренажерный зал);
19:00 – 19:50 – ужин;
20:00 – 21:00 – свободное время;
21:15 – 21:30 – вечерняя прогулка;
21:30 – 21:35 – вечерняя поверка;
21:35 – 21:50 – вечерний туалет;
22:00 – отбой.
Из распорядка видно, что основная часть активного рабочего времени – деятельность в лаборатории. Расскажите об этой работе подробнее.
В лаборатории мы занимались выполнением поставленных задач, у каждого военнослужащего (в научной роте все военнослужащие называются операторами) есть свой план. Каждый оператор закреплен за предприятием, определяющим задания. Эти задания могут быть связаны с написанием алгоритмов, развитием уже написанного ПО, проведением испытаний, написанием статей – всё зависит от рода деятельности предприятия.
Многие из нас выступали на локальных конференциях с докладами, таких мероприятий в технополисе проводится очень много. Некоторые ребята ездили в Москву и другие города выступать, защищать свои доклады.
Решение о создании технополиса «ЭРА» было принято только в конце 2017 года, поэтому там многое еще только строится, лаборатории не до конца оснащены необходимыми оборудованием, образцами и материалами, что затрудняло во многом выполнение задач, особенно в их практической части. Но это процесс временный, там всё быстро меняется в этом плане в лучшую сторону. Еще одной сложностью лично для меня стало то, что на ходу пришлось осваивать новую для меня специфику: я был прикреплен к морской и авиационной электронике, которая в МИЭМе нам не преподавалась. Пришлось поначалу изучать понятия и термины в области гидроакустики. Но зато я серьезно расширил свои знания – во многом благодаря возможностям для саморазвития.
По механизмам взаимодействия работа была разной, у программистов это чаще была коллективная работа, они трудились над общей задачей, но у каждого был свой кусок обязанностей. У меня работа была направлена на индивидуальное выполнение.
Вы сказали о предприятиях. Расскажите подробнее о взаимодействии этих предприятий с научными ротами.
Есть внутренние проекты технополиса, на них отдельно набирают ребят по умениям. Есть предприятия, которые сотрудничают с технополисом и разворачивают свои площадки с оборудованием, на которых выполняют заказы. Операторы, прикрепленные к предприятиям, получают научных руководителей в лице представителей предприятий, для выполнения конкретных задач.
Опишите, пожалуйста, бытовые условия. Было ли у вас жалование?
Не побоюсь сказать, что условия были шикарные. Номера были двухместные, как в отелях, никаких казарм в традиционном понимании. Свой санузел с душевой кабиной, две кровати, кондиционер, телевизор в номере, столы, стулья, шкафы и тумбочки. Для хорошей жизни всё есть, по вещевому имуществу тоже претензий почти не было, форму выдавали либо новую, либо почти новую, но ни в коем случае не растрепанную или утратившую нормальный вид. Были три стиральные машины и три гладильные доски с хорошими утюгами, два мощных пылесоса на роту. Поэтому следить за формой и чистотой в комнатах было удобно. К тому же, в будние дни нам нужно было убираться только в своих жилых комнатах, в местах общего пользования убиралась клининговая служба. Единственный минус, что некоторые необходимые вещи для формы нужно было закупать самим. Если тебя повысили в звании до ефрейтора, то ты сам покупаешь себе галуны, прапорщик не выдавал; если хочешь чтобы у тебя обувь служила дольше, сам покупаешь себе хороший крем. Питание тоже радовало, порции большие. Ежемесячное жалование составляло 2000 рублей в месяц.
Расскажите о сослуживцах. Они же ведь тоже все инженеры-выпускники. Комфортно ли было в плане общей атмосферы? Как с досугом?
Ребята все дружелюбные, отзывчивые, все с высшим образованием, почти одного возраста, но были и постарше, и помладше – те, кто только что окончил бакалавриат. Все выпускники либо инженеры, либо программисты, в другой роте были ещё медики. Атмосфера всегда была дружеская, конфликтов не было, никто не обижал, не оскорблял, до драк никогда не доходило. Много шутили, но в рамках приличия. Досуг проводили за просмотром фильмов, сериалов, занимались в тренажерном зале, некоторые ребята ходили в компьютерный класс играть в игры, некоторые в библиотеку для поиска информации и самоподготовки. Летом иногда нас выводили на пляж поиграть в футбол и поплавать в море. Были образованы кружки по общим интересам: например, был творческий, куда ходили ребята с музыкальным образованием, литературными способностями, они выступали неоднократно на различных мероприятиях.
Ребята собраны из всей России: от Иркутска до Петербурга. Москвичей мало, у нас в роте были только трое.
Что бы вы посоветовали тем, кто раздумывает, стоит ли пройти срочную службу в научной роте, и тем, кто уже принял такое решение?
Совет для первых: да, идти в научную роту. Это будет отличный опыт, который поможет стать самостоятельным, пунктуальным, научиться соблюдать порядок и режим, отвечать не только за себя, но и за товарищей, понять ценность командной сплоченности и научиться жить самостоятельно там, где никто не поможет, кроме тебя самого, научиться принимать решения в критические моменты, полюбить и осознать слово "свобода". К тому же, после прохождения срочной службы значительно больше шансов и вариантов с трудоустройством. Армия даст перезагрузку и отдых от повседневной рутины.
Не нужно бояться дедовщины: сейчас в нормальных частях её нет, все относятся друг к другу по-человечески.
Советы для тех, кто уже принял решение пойти в научную роту? Не брать на себя все задачи, чтобы тебе не сели на шею. Не считайте дни, лучше придумывать себе задания, изучать новые технологии или книжки, заниматься спортом. Готовьтесь к тому, что вам придется часто докладывать и выступать, иногда даже на камеру. Если говорить именно про нашу роту, то сейчас технополис уже лучше оборудован и, скорее всего, научная деятельность будет бурной - ребятам точно будет чем заняться.
Многие ли ребята продолжили службу в качестве офицеров? Как работает такой механизм?
По гражданской должности остаться инженером лаборатории – спокойно. Если идёшь на контракт после срочной службы, то ты получаешь звание лейтенанта. Если ты решил остаться в системе Министерства обороны, то за 3-4 месяца до конца службы необходимо определиться с выбором, чтобы успеть подготовить все документы и выбрать дальнейшее место службы.