• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

Студентка 3 курса Дарья Романова стала победителем общероссийского конкурса «УМНИК»

Рассказ от первого лица о своем проекте, программе «УМНИК» и личном пути к победе

Студентка 3 курса образовательной программы «Информатика и вычислительная техника» Дарья Романова с проектом «Разработка иммерсивного программного обеспечения с системой аналитики эффективности обучения для изучения физики в средней школе» стала победителем общероссийской программы «УМНИК» Фонда содействия инновациям. Программа направлена на поддержку коммерчески ориентированных научно-технических проектов молодых исследователей.

Победа в конкурсе означает не только признание профессиональным сообществом актуальности и высокого научного уровня проекта Дарьи. Это еще и серьезное подспорье в работе, поскольку гарантирует дальнейшее финансирование проекта в размере 500 000 рублей в течение ближайших двух лет.

Свой проект Дарья осуществляет в рамках деятельности учебной лаборатории 3D-визуализации и компьютерной графики под научным руководством Алексея Ролича.

Дарья согласилась подробнее рассказать о проекте, программе «УМНИК» и своем пути к этой победе.

 

Первые метания, выбор своего направления

Всё началось на 2 курсе: нужно было выбрать тему курсовой, а я совершенно не знала, чем хочу заниматься. Я долго металась в поисках, обошла всех научных руководителей, хотела осмысленно сделать выбор. Дошло до того, что к научному руководителю, с которым я и хотела работать, окончательно обратилась в день дедлайна и из двух оставшихся тем совершенно наугад выбрала связанную с изучением физики в VR. И так уж звезды сошлись - погружаясь в проект, я поняла, что это то самое, моё.

Я начала активно изучать рынок VR-компаний в России и мире: какие продукты и технологии уже существуют, какие у них преимущества и недостатки, что упускают из виду. Посещала профильные конференции, стажировалась, собрала много обратной связи от экспертов области. Поняла, что могу сделать лучше, чем то, что есть на рынке. Но один в поле не воин: чтобы проект вырос дальше рассуждений, нужны команда и финансирование.

Я быстро нашла идеальную команду, очень помогли обстоятельства, на 3 курсе МИЭМа необходимо делать проект в рамках проектной модели обучения, и все находились в поиске подходящей работы.

И тут самый сложный вопрос – финансирование. Об «УМНИКе» я знала давно, но всегда думала, что это что-то недостижимое и невероятно сложное. Тем не менее, я стала прощупывать почву и в итоге решила, что нужно подавать. 

 

О проекте

Россия планирует занять в развитии и внедрении VR одно из ключевых мест, в том числе в образовании. Активно формируется инфраструктура: в школы, технопарки, кванториумы и образовательные центры активно закупается VR-оборудование, под которое необходимо программное обеспечение, а для его создания важно развивать внутренний рынок, растить свои команды и формировать свои технологии.

 

В контексте этого мои главные цели - улучшить и сделать более объективной систему оценивания, снять часть нагрузки с преподавателей, персонализировать обучение, повысить мотивацию и процент усваиваемого материала, уменьшить влияние списывания.
Мы делаем лабораторные работы по физике, на данный момент это "Параллельное и последовательное соединение проводников" и "Изучение радиации".
Пока не существует единого и однозначного аппарата понятий, а также подхода к созданию VR-проектов, мало “шаблонных решений”. Развитие методологии, которая будет описывать каноны области — вызов для разных сфер применения VR, при этом спрос на технологию растет экспоненциально.

Скоро появятся и ведущие эксперты, и крупные проекты, и различные методологии, но от того, кто этим будет заниматься сейчас, зависит, как распределятся лидирующие компании и центры притяжения кадров в мире.

Также необходимо понимать, что для задач обучения очень важен уровень пользователя, его возможности, социальный контекст, знакомые ему истории – это база, на которой строится эффективный продукт, и без понимания этих понятий, вытекающих из них возможностей и ограничений не получится выстроить эмпатию, интуитивные механики, правильный фокус, типы взаимодействий, предсказывать поведение и результат и т.д.
Именно поэтому необходимо внедрять технологию самостоятельно.

Наше решение – это частичный эксперимент и выстраивание “палитры” типовых решений, которые будут универсальны и одинаково эффективны в других образовательных проектах.
 

Отбор на конкурс «УМНИК»

Отбор длится 3-5 месяцев и состоит из нескольких этапов, состав и форма проведения которых могут отличаться в зависимости от того, какая именно платформа конкурса «УМНИК» вами выбрана, их всего четыре. За все отвечает Фонд содействия инновациям, но в зависимости от направления проводит отбор совместно с индустриальными партнёрами. Я выбрала «УМНИК-Сириус».

Первый этап - подача заявки, в которой нужно ответить на вопросы о себе и своём проекте. Какие компетенции позволят выполнить работу, в чём цель её выполнения, что ты сделаешь за эти 2 года, где будет использован результат, в чём научная новизна предлагаемых решений, действительно ли необходим грант, параметры разработки, требования по патентной защите и многое другое. Оформление заявки заняло у меня ровно 2 недели и это был невероятно полезный опыт. Через эти вопросы ты уже на этапе отбора можешь понять, где у тебя слабые места, что было продумано плохо ещё на pre-production. В итоге у меня получилось 13 страниц текста заявки и десяток документов с инсатами, которые я получила в процессе её оформления.
 

Здесь следует отметить, что «УМНИК» принимает проекты даже на этапе идеи, так что если вы знаете, как с помощью технологий сделать жизнь людей лучше и способны ответить на базовые вопросы: что, зачем и для кого вы хотите сделать, то у вас огромные шансы на успех.

 

Полуфинал и финал

Через 2 месяца мне пришло сообщение, что я прошла в полуфинал, который в силу обстоятельств пройдет заочно, путем изучения заявок полуфиналистов экспертной комиссией. Следующее письмо я получила 16 января, это было приглашение на финальную защиту в ОЦ «Сириус», которая была назначена на вечер 26 января. Проблема состояла в том, что я находилась на Кубе и 26-го утром должна была только прилететь в Москву. В итоге фонд ювелирно состыковал билеты, и после 15 часов перелётов я была в Сочи, где, оставив чемодан на ресепшене, сразу же побежала на защиту.

Несмотря на обстоятельства и двое суток без сна, всё прошло замечательно. Нас было 5 финалистов, оценивала комиссия из 5 экспертов. Жюри глубоко погружены в тему и все вопросы были глубокие и по делу, но никто не пытался завалить. Проекты тоже были сильные и в итоге все 5 финалистов стали победителями.

 

Куда будут потрачены деньги

Большая часть гранта пойдет на необходимое команде ПО и оборудование. Грант начисляют частями - 200 тыс. рублей на задачи первого этапа, 300 тыс. руб. после предзащиты на задачи второго этапа. Также, по условиям, необходимо потратить часть средств на преакселерационную программу. Остаток потрачу на оформление компании, чтобы мы могли брать госзаказы. Сейчас придется изменить расчеты, потому что вырос доллар и подорожало необходимое нам железо. Когда закончим проект, будем выводить его на рынок, планируем после «УМНИКа» взять конкурс «СТАРТ».

 

В заключение

Для меня «УМНИК» – это возможность провести необходимые исследования и подготовительную разработку, принципиально необходимую для создания действительно качественного продукта. Специфика моего проекта – это работа с подростками и учителями, поэтому, как и в врачебной практике, когда ты вводишь инновации в образование, главный принцип: “Не навреди!”