• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 123458, Москва, ул. Таллинская, д.34
Телефон: 8(495)916-88-29
Факс: 8(495)916-88-29
Эл. почта: miem@hse.ru

     
Руководство
и.о. директора, научный руководитель Крук Евгений Аврамович
Заместитель директора Абрамешин Андрей Евгеньевич
Заместитель директора Романов Виктор Владимирович
Заместитель директора Костинский Александр Юльевич
Заместитель директора Прохорова Вероника Борисовна
Заместитель директора по учебной работе Тумковский Сергей Ростиславович
Заместитель директора по научной работе Аксенов Сергей Алексеевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Инфокоммуникационные технологии и системы связи

4 года
Очная форма обучения
60/10/3
60 бюджетных мест
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Информатика и вычислительная техника

4 года
Очная форма обучения
126/40/15
126 бюджетных мест
40 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Информационная безопасность

4 года
Очная форма обучения
50/20/10
50 бюджетных мест
20 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Программа специалитета

Компьютерная безопасность

5,5 лет
Очная форма обучения
40/45/5
40 бюджетных мест
45 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Прикладная математика

4 года
Очная форма обучения
87/40/6
87 бюджетных мест
40 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Инжиниринг в электронике

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Интернет вещей и киберфизические системы

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Компьютерные системы и сети

2 года
Очная форма обучения
50/5/2
50 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Математические методы моделирования и компьютерные технологии

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Материалы. Приборы. Нанотехнологии

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Системы управления и обработки информации в инженерии

2 года
Очная форма обучения
25/5/1
25 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Суперкомпьютерное моделирование в науке и инженерии

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Статья
Influence of the random walk finite step on the first-passage probability

Klimenkova O., Menshutin A., Shchur L.

Journal of Physics: Conference Series. 2018. Vol. 955. No. 012009. P. 1-6.

Глава в книге
Investigation and development of the intelligent voice assistant for the Internet of Things using machine learning

Rolich A., Polyakov E. V., Voskov L. et al.

In bk.: 2018 Moscow Workshop on Electronic and Networking Technologies (MWENT). Proceedings. M.: IEEE, 2018. P. 1-5.

Препринт
On properties of the Wang-Landau algorithm

Shchur L.

math. arxive. Cornell University, 2018. No. 1808.09251.

«В каждой ИТ-организации понимание проекта – своё»

Денис Тепляков – выпускник МИЭМ 2010 года и отец пятерых детей! При этом он успевает не только получать второе высшее образование в Вышке, но еще инвестирует на фондовом рынке, преподает английский язык в качестве хобби и постоянно совершенствует себя. Принимая любое решение, Денис следует стратегии «играть на длинной дистанции».

Недавно Денис впервые в своей биографии кардинально сменил деятельность. Он перешел из организации в госсекторе, где вырос до руководителя инженерно-технических проектов, в крупную коммерческую компанию, в которой его работа находится на стыке ИТ, продаж и маркетинга. Сегодня Денис - менеджер по развитию Microsoft Cybersecurity. Как формировались его навыки, что он считает своим главным ресурсом, какие продукты и специалисты сегодня востребованы в ИТ – об этом и многом другом в интервью с выпускником.

Денис, давайте начнем с вашей студенческой биографии. Расскажите, пожалуйста, коротко об этом времени.

Это было интересное время. Первый курс закончился долгами. Пришлось перевестись на платное отделение и устроиться на работу. Не сказал бы, что у меня это получилось хорошо: я не смог совмещать дневную учебу с ночной работой. Больших денег я не заработал, а учебу запустил ещё больше. Эта затея закончилась академическим отпуском и последующим понижением в курсе. Я поставил себе цель сдать без троек первую сессию после возвращения, не хотелось получить «удовлетворительно» по ранее изучаемым предметам. Да и сдача экзаменов без троек предоставляла возможность перевода на бесплатную форму обучения, это мотивировало очень сильно.

Слона нужно есть по частям: я разбил цель на этапы, смог сдать первую сессию без троек, вторую - на одни пятерки.

Мне удалось перевестись на бесплатное отделение, а третий курс закончить вовсе без четверок. Тогда я поставил себе цель получить диплом с отличием, чему мешали тройки за первый курс. В деканате сначала смеялись, выдавая допуски на пересдачи – не верили в осуществимость затеи. К концу обучения уже ставили в пример. Выпустился я с красным дипломом.

Помимо всего, с третьего курса я взялся за свой английский. Дважды в неделю были занятия с частным репетитором. Дело в том, что в школе у меня был углубленный английский язык, а в институте – технический. На начальных курсах мой уровень серьезно просел. Это происходит с любым навыком, которым не пользуешься в полной мере. Я бы хотел сказать, что в ИТ-индустрии знание английского языка просто must have в вашем резюме, но, наверное, этот тезис справедлив и для большинства других отраслей. Заниматься с репетитором я перестал лишь с появлением третьего ребенка (спустя 5 лет после окончания вуза).

Чем, помимо учебы, вы занимались в институте?

В качестве старосты я взял на себя задачу наладить процесс коммуникации между студентами и преподавателями. Есть темы, которые студенты могут обсудить друг с другом, но не решаются выносить на официальный уровень: пар выпустили, а ситуация не изменилась. При этом, зачастую «наверху» и не знают, что неприятная ситуация имела место. Даже в бизнесе многие процессы невозможны без неформальных переговоров, что называется, «без галстуков». Это особое умение, которое я стремился в себе развивать: как старосте мне приходилось задавать в деканате неудобные вопросы, чтобы отстаивать интересы потока. И наоборот – доносить до одногруппников непопулярные решения сверху. В приемной декана фразу «опять Тепляков» я стал воспринимать как комплимент.

Я достаточно рано начал понимать, что большие взрослые люди с тремя дипломами о высшем образовании, сидящие в собственном кабинете, могут общаться с тобой на равных. А вот студенту бывает сложно преодолеть этот барьер.

И я очень рад, что взял на себя обязанности старосты, инвестировав в это время. Побочным эффектом было то, что я помогал своим одногруппникам добиваться лучших результатов в учебе. Я знал, что вот этот студент может сделать всё сам, а вот этому нужно помочь, подтолкнуть. На пятом курсе в деканате я взял список тех, кто был близок к красному диплому, и провел с ними беседу на предмет того, чтобы они чуть-чуть напряглись и пересдали старые «тройки». Лучшей благодарностью за это мне послужили дипломы с отличием моих одногруппников.

Помимо навыков коммуникации, что еще вам дал опыт работы старостой?

Мне всегда был интересен менеджмент. Уже в студенческие годы я читал много литературы на эту тему. Конечно, такая функция еще очень далека от минимальной руководящей должности. Но уже тогда я понимал, что могу получить бесценный управленческий опыт.

Будучи старостой, я совершал ошибки, но воспринимал их как образовательный элемент. Ошибка – драйвер к развитию.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о своей жизненной стратегии.

Я никогда не был перфекционистом. Точнее, так: я ставлю достаточно амбициозные цели, но не расстраиваюсь, если достигаю их не в первоначально сформулированном виде. В этом, в первую очередь, мне помогает принцип Парето. В его справедливости я постоянно убеждаюсь эмпирическим путем.

Второй инструмент – последовательность и регулярность. Сегодня можно сделать вклад в завтрашний день, а завтра – в следующую неделю. Подобная тактика освобождает от постоянного тушения пожаров и увеличивает вероятность достижения большого количества крупных целей. Каждый час какого-то дня можно потратить на дело, отклик от которого будет очень нескоро.

Время – великий уравнитель. Потерянные деньги можно заработать, а время уходит безвозвратно. К его инвестированию в какую-то деятельность следует подходить даже более разумно, чем к инвестированию финансов.

В-третьих, планирование. Очевидно, что любой план устаревает уже в момент появления. Поэтому важно быть готовым к тому, что на любом этапе может произойти что-то, что перечеркнет или изменит планы. Это нормально и нужно воспринимать как данность, относиться к этому философски и не позволять выбить себя из седла.

Чем раньше в себе выработаешь такой дзен, тем проще будет жить. Чем меньше стресса в жизни, тем проще переключаться. 

Наличие стратегического плана избавляет от регулярного микро-менеджмента, необходимости повседневно принимать какие-то мелкие управленческие решения. При отсутствии планирования гораздо сложнее принимать эффективные решения – когда нет времени, вероятность их принятия крайне мала.

Расскажите, как началась ваша трудовая деятельность.

После третьего курса у нас была производственная практика. Из одного научно-технического центра (далее – НТЦ) поступил запрос на толкового студента, и сотрудник вуза дал мой контакт. Основное направление деятельности НТЦ - обеспечение информационной безопасности для государственных структур. Я прошел ряд собеседований, и мне было предложено выйти на работу с гибким графиком. Мои базовые знания в области ИТ позволили сразу включиться в рабочий процесс, а после прохождения практики мне было предложено остаться в организации.

Будучи студентом 5 курса и проработав пару лет, я не думал, что у меня есть будущее в этой организации. Несмотря на то, что деньги для студента были совсем неплохие, я не видел для себя возможности роста. Вероятно, причиной таких мыслей был очень большой разрыв между старшим поколением и молодежью.

Я считал, что в возрастном коллективе я и через 5 лет буду по-прежнему «молодым парнем, вчерашним студентом с легким флёром неопытности».

Тем временем, в НТЦ появилось несколько новых серьезных проектов, где я мог бы проявить себя. На компанию, которая привыкла к размеренному темпу, свалилось такое количество работы, что руководство было радо моему вовлечению во многие процессы. Мы оперативно набрали в коллектив молодых специалистов, с которыми у меня очень хорошо получалось налаживать взаимодействие. Достаточно быстро я прошел по ступенькам до уровня руководителя проектов. До сих пор не жалею о принятом тогда решении.

Что способствовало вашему росту?

Руководители часто скептически воспринимают молодых сотрудников. Не доверяют, считая, что молодежь ничего не понимает и ничего не умеет делать. Мой руководитель был исключением. Он не занимался микро-менеджментом, ставил задачи на уровне целей, научил философски относиться к промахам – как своим, так и других сотрудников. Можно сказать, что его менеджмент был стратегическим.

Идеальная картина: есть набор разных специалистов, и между ними выстроен диалог. Причем настолько, что сотрудникам не нужно решать вопросы через начальника. Всё налажено, а руководитель - как тренер, который позволяет развить в себе навыки, о способности к которым ты и не помышлял. И как хороший арбитр на футбольном матче:  практически не вмешивается в игру, свистки звучат редкие и по делу.

Я человек самостоятельный, поэтому для меня отлично подходил именно такой начальник. У нас сложились замечательные личные отношения. Сейчас мы оба не работаем в этой компании, но я традиционно отправляю ему наше семейное фото на Новый год.

Почему вы приняли решение уходить?

В какой-то момент я осознал, что перестал развиваться. Вернулся к английскому, но уже как репетитор. Стал преподавать его своим друзьям. Затем увлекся инвестициями на фондовом рынке. С учетом новизны деятельности, результаты оказались неплохими. Но даже приносящие прибыль хобби не могли перекрыть неудовлетворенность от своей профессиональной деятельности.

В какой-то момент я понял, что было бы нелишним получить академический бэкграунд в интересной для меня теме. Сдав вступительный экзамен на максимальный балл, я поступил в Вышку на специальность «Фондовые рынки и инвестиции». Это было одно из лучших решений, принятых мной за последнее время.

Среди преподавателей огромное количество экспертов, которые уже чего-то достигли в бизнесе, а преподавательской деятельностью занимаются для души. За это снимаю шляпу перед директором института профессиональной переподготовки специалистов – Григорьевой Татьяной Ивановной.

Поражает практический опыт наших преподавателей: на один тезис из учебника – десять кейсов из жизни.

Первый год студенты трех специальностей учатся вместе, поскольку в программе есть общие предметы. Это позволяет сменить направление, если по каким-то причинам изменились предпочтения. Этим я и воспользовался. Перевелся на направление «Экономика и управление компанией», которое мне ближе по духу. А фондовый рынок остался в качестве хобби.

К концу первого года учебы я понял, что за 10 лет работы в одной организации мое сознание «забронзовело», а, между тем, необходимо двигаться дальше. Осознать это во многом помогла именно Вышка. На потоке собрались самые разные люди – журналисты, психологи, переводчики, юристы… Тусовка разновозрастных людей, которые приняли решение получать второе образование. Эта среда настолько переформатировала моё сознание, что решение покинуть родную организацию показалось очевидным.

Вы быстро нашли работу?

Нет, это был не самый короткий путь. Съездив собеседований на пятнадцать, я понял, что в каждой ИТ-организации понимание проекта своё. У компаний есть своё видение кандидата на вакансию, они желают получить некий элемент паззла, а HR-менеджеры по старинке ищут человека, который должен туда идеально вписаться, став таким паззлом. Появившаяся в моей голове метафора навевала неприятные мысли.

Для меня очень важно, с кем я работаю. При собеседовании с некоторыми руководителями я чувствовал, что между нами совершенно не возникало искры.

В процессе поиска моя нынешняя однокурсница была приглашена на должность коммерческого директора в IT-стартап. Его создали люди, имеющие за плечами хорошую репутацию на рынке. Да и с ней самой мы прошли огонь и воду в нескольких студенческих проектах. Она позвала меня помочь в направлении организации продаж. Это было для меня довольно неожиданное предложение, но я его принял. В процессе понял, что в продажах мне есть где реализоваться: и айтишный бэкграунд, и коммуникативные навыки, и знание английского. До сих пор благодарен однокурснице, что она помогла мне покинуть зону комфорта.

Спустя три месяца работы в новой компании, моё резюме нашли в компании «Софтлайн». Мне позвонили и спросили, ищу ли я работу. Я ответил, что скорее нет, чем да. Несмотря на это мы весьма позитивно поговорили с HR-менеджером. Она рассказала о вакансии, о компании, активно интересовалась моей картиной мира. К концу диалога у меня сложилось впечатление, что эта компания является тем местом, в котором я должен быть. На собеседовании я лишь убедился в этой мысли, да и с руководителем возникла искра, которой я так ждал.

Последним этапом было собеседование в Microsoft, поскольку вакансия была связана именно с деятельностью этой компании. И даже там было достигнуто взаимопонимание.

В современной ИТ-компании всё чаще смотрят, в первую очередь, на твои soft-skills, на твою способность к обучению, умению коммуницировать с командой, заказчиками, подчиненными, руководителями. Задача HR-менеджеров на собеседованиях - ответить на вопрос «Что из человека может получиться?»

В моем случае «Софтлайн» не искал строго очерченный элемент паззла. Для такой тактики требуется некоторая смелость, без которой нельзя достичь высот в современном бизнесе. Это был очередной плюс на чаше весов.

Расскажите, пожалуйста, о своей новой деятельности. Какова область, чем конкретно вы там занимаетесь?

В 2008 году я общался со своим дипломным руководителем Сергеем Ростиславовичем Тумковским. Уже тогда он считал, что будущее за облачными технологиями, хотя в те годы это направление только начинало формироваться. 

С научным руководителем
С научным руководителем

В представлении обычного человека «Майкрософт» — это операционная система Windows и набор офисных приложений Office. В действительности, компания уже много лет развивает облачное направление. Было приобретено множество стартапов, занимающихся нейросетями, машинным обучением, обработкой Big Data.

Помимо этого, Microsoft начал позиционировать себя как поставщик решений в области кибербезопасности. Сегодня компания занимает лидерскую позицию в пяти магических квадрантах Гартнера в этой отрасли.

Кибербезопасность от Microsoft – относительно молодое направление. «Софтлайн», как один из лидеров отечественного IT рынка, развивает его одним из первых.

Для решения вопросов информационной безопасности нельзя просто взять и поставить антивирус.  На рынке огромное количество решений, но их не всегда легко интегрировать друг с другом. В организациях появляются целые зоопарки таких решений. По каждому из них - свой специалист. Есть некоторые сложности, связанные с обновлениями и поддержкой. В связи с этим стоимость владения решением неизменно растет.

«Майкрософт» же строит среду, где всё связано между собой. На расстоянии нескольких кликов доступны инструменты, позволяющие производить расследования и отслеживать угрозы, в том числе «нулевого дня». А вы знали, что администраторам этих решений предоставляется инструментарий, позволяющий атаковать сотрудников организации? Например, организовав целевую фишинговую атаку. Это позволяет своевременно обнаружить слабые звенья в безопасности организации.

Что бы вы посоветовали нынешним студентам, думающим о будущей работе?

Развивайте эмоциональный интеллект. Это важно, если вы хотите в будущем стать руководителем. Способность к эмпатии будет всё более востребована в будущем. Развить в себе такую способность, вероятно, даже важнее, чем направить все усилия на развитие себя как профессионала.

Многие смеются над вопросом, который часто задают работодатели на собеседовании: «Кем вы видите себя через 5-10 лет?» И зря. Думаете ли вы об этом? Как вы это видите? Что вы делаете сегодня, чтобы будущее стало максимально благоприятным для вас, а не просто стечением обстоятельств?

Да, могут произойти какие-то события, например, политические, которые настолько перекроят вашу судьбу, что никакое планирование не поможет. Это совершенно нормально и необходимо учитывать при составлении плана. План – лишь отправная точка. Но то, что вы на собеседовании говорите, отвечая на этот вопрос, показывает вашу систему ценностей. Поэтому старайтесь задавать себе правильные вопросы, учиться на опыте других людей. В общении пытайтесь понять, что ощущает и о чем думает ваш собеседник. Это всё длительные процессы, их нужно через себя пропускать, это работа. В первую очередь над собой. Но если этим постоянно заниматься, то сформируются навыки, которыми вы сможете дальше пользоваться.

Расскажите немного о своей семье. Что считаете главным в воспитании детей?

Начать, разумеется, необходимо с моей супруги Кристины. Кстати, она и сама краснодипломница МИЭМ НИУ ВШЭ. Благодаря ей я могу заниматься тем, чем занимаюсь. Она является для меня прекрасным партнером, чьи взгляды на семью совпадают с моими. В 2013-м у нас родилась двойня, а 2019-й ознаменовался появлением пятого ребенка. При этом Кристина находит время на свою работу – она репетитор по математике.

За каждым успешным мужчиной стоит женщина.

Во-вторых, я считаю себя связующим звеном между поколением наших родителей и наших детей. У нас сложилась исключительная ситуация:  наши родственники очень сильно вовлечены в жизнь детей, что позволяет нам иметь огромное количество времени для себя. «Огромное» в понимании родителей пяти детей.

Например, мы с супругой можем позволить себе съездить в отпуск вдвоем. Без детей. Многие друзья, у которых только один ребенок, не могут позволить себе такой роскоши.

Как вы успеваете всё?

Попробую ответить коротко – стратегическое мышление и правильные люди рядом. Я достаточно рано понял, что такое синергия и эффект, оказываемый ей.