• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

“Не бойтесь слова “аспирантура”!”

Продолжаем серию статей об аспирантской школе по техническим наукам. Сегодня наш герой — Мамед Исмаил-Заде, ещё один выпускник 2019-го года

Мамед родился и вырос в Ташкенте, поэтому поступал в магистратуру и аспирантуру Вышки в 2013 году как иностранный студент. С тех пор его жизнь тесно связана с МИЭМ НИУ ВШЭ.

Санкт-Петербург, ЧМ-2018
Санкт-Петербург, ЧМ-2018

Почему вы решили продолжить свой академический путь после окончания бакалавриата?

После окончания Ташкентского государственного технического университета (ТашГТУ) мне необходимо было отработать три года в госучреждении, чтобы получить диплом. Пройти через это должны были все, кто обучался на бюджетной основе в вузе. Я решил остаться на своей кафедре - приборостроения - факультета электроники и автоматики. Работал сначала инженером, потом ассистентом. Проводил практические занятия, иногда замещал лектора по дисциплинам электронного профиля. Одним словом, с преподавательской деятельностью я познакомился именно там, мне понравилось. Решил идти дальше.

 

А как вы оказались в Вышке?

Впервые о Вышке я услышал от своего товарища в 2012-ом году, он же рассказал, что Вышка проводит олимпиады в странах Балтии и СНГ с целью привлечения студентов на программы магистратуры. Почитал про этот вуз и решил попробовать свои силы. Выбрал программу МИЭМа "Инжиниринг в электронике". Зимой 2013-го года я принял участие в олимпиаде, которая проходила в Ташкенте. По итогам олимпиады не хватило 2 баллов до призового места. Однако, летом проходил квотный отбор в виде собеседования с желающими поступить в магистратуру. По результатам собеседования я был рекомендован к зачислению на бюджетное место. И вот в сентябре 2013 началось мое обучение в Вышке.

Учеба в магистратуре была интересной. Новые друзья и знакомые, новые впечатления, новые возможности — всё это я получил, поступив в Вышку.

Исмаил-Заде Мамед Рашидович
Департамент электронной инженерии: Ассистент

Я был добросовестным и ответственным студентом, в конце 1-го года обучения в магистратуре за особые достижения в научно-исследовательской деятельности получал ПГАС. Не раз привлекался в качестве учебного ассистента, что позволило мне применить свой "ташкентский" опыт преподавания в московском вузе.

 

Кажется, аспирантура была неизбежна! Но все же: почему решили поступать? Как прошли ваши аспирантские годы?

Я поступал, чтобы продолжить заниматься научно-исследовательской деятельностью и получить от этого стоящий результат. В область моих интересов входят схемотехнические САПР, моделирование изделий микро- и наноэлектроники, системы на кристалле, твердотельная электроника и полупроводниковые компоненты. В качестве своего научного руководителя я выбрал ординарного профессора НИУ ВШЭ Петросянца Константина Орестовича. С ним мы определили тему моей научно-исследовательской работы.

Для меня обучение в аспирантуре с 2015-го по 2019-го года прошло незаметно. Эти четыре года пролетели как одно мгновение. Наверняка это связано с тем, что в процессе обучения ты становишься очень активным, участвуешь в различных научных мероприятиях, конференциях, семинарах, занимаешься публикационной активностью. Помимо работы над диссертацией я занимался и педагогической деятельностью, но уже в качестве штатного сотрудника НИУ ВШЭ.  Сейчас аспирантура позади: диплом об окончании нам вручили 1-го ноября. Кандидатскую диссертацию я еще не защитил, планирую устранить этот пробел в течение года со дня получения диплома.

Вручение диплома преподавателя-исследователя
Вручение диплома преподавателя-исследователя

Не могли бы вы кратко рассказать про свою диссертацию?

Тема моей научно-исследовательской работы - «Разработка и исследование схемотехнических SPICE-моделей MOSFET и JFET-транзисторов с учетом тепловых эффектов»*. Она посвящена разработке новых или совершенствованию существующих схемотехнических моделей MOSFET и JFET-транзисторов для расчета электронных схем с учётом воздействия широкого диапазона температуры (–200…+300°С).

Для чего это нужно? Известно, что схемотехническое моделирование электронных схем позволяет в определенной степени заменить сложные и дорогостоящие испытания изделий с учетом воздействия фактора температуры на компьютерный эксперимент. Чтобы такая замена была корректной, используемые SPICE-модели компонентов этих изделий должны правильно отражать изменение электрических характеристик при воздействии на них расширенного диапазона температуры. В современных САПР схемотехнического моделирования, например NI Multisim, OrCAD, SystemVision, LTSpice и др., уже встроены библиотеки стандартных SPICE-моделей компонентов. Однако их температурный диапазон ограничен –60…+125°С, и, следовательно, эти модели не применимы при проектировании изделий для высокотемпературной (до +300°С) и криогенной (до –200°С) электроники. Поэтому возникает необходимость создания специальных SPICE-моделей компонентов, учитывающих экстремальные условия окружающей среды.

 

Интересная тема! А какова роль научного руководителя в жизни аспиранта? Как выбирали своего?

Научный руководитель играет большую роль в становлении аспиранта как научного работника, выступая в роли наставника. Поэтому выбор научного руководителя – это непростая задача, и стоит отнестись к ней со всей серьезностью и ответственностью, поскольку от ее решения зависит не только написание качественной диссертации, но и ее успешная защита.

При поступлении в аспирантуру в качестве научного руководителя я рассматривал двух профессоров НИУ ВШЭ, которые проводили нам занятия в магистратуре - Константина Орестовича Петросянца и Сайгида Увайсовича Увайсова. Они являются профессионалами и знатоками в своих областях и имеют большой опыт руководства аспирантами. К тому же, во время обучения в магистратуре мне удалось не раз понаблюдать со стороны как они взаимодействуют и руководят своими аспирантами. Конечно, у каждого были свой подход и своя методика руководства.

Я прошел собеседование с каждым из них, где изъявил желание продолжить обучение в аспирантуре. На основе моих интересов, а также моих тем МКР и ВКР, со стороны руководителей были предложены направления, которые можно исследовать и развивать.

Я пообщался с аспирантами, которыми они руководили на тот момент, чтобы разузнать как проходит их научно-исследовательская деятельность и как в этом им помогают руководители. На основе собеседования с руководителями и их аспирантами, а также на основе личных убеждений мой выбор пал на Константина Орестовича.

Мои личные убеждения о том, каким должен быть научный руководитель заключается в следующем:

1) научный руководитель должен иметь глубокие научные знания по специальности, обладать богатым опытом научной работы, ее организации;

2) у научного руководителя должны быть время, возможность и интерес к аспиранту и его диссертационной работе.

2019 год. Школа молодых ученых. Крым.
2019 год. Школа молодых ученых. Крым.

Когда аспирантура позади, хотите преподавать дальше?

Как я уже говорил выше, с преподавательской деятельностью познакомился еще в Ташкенте, когда "отрабатывал" свой бакалаврский диплом. Тогда, помню, некоторые студенты подходили и говорили: “Вам не очень идет роль преподавателя, так как вы слишком спокойный и добрый, и студенты будут садиться вам на шею. А с нами нужно быть построже и применять метод "кнута и пряника", причем кнута должно быть побольше”. Однако в Вышке, и в МИЭМе в частности, я увидел совсем иную отдачу от студентов.

Здесь заставлять не нужно, студенты сознательно и добросовестно выполняют необходимые задачи. Главное - быть с ними открытым, человечным и всегда идти навстречу в плане разъяснения непонятных вопросов.

Исмаил-Заде Мамед Рашидович
Департамент электронной инженерии: Ассистент

Поэтому - да, преподавать мне нравится в МИЭМе, так как по отношению к студентам я остаюсь самим собой и получаю соответствующую отдачу от них.

 

Какой совет дадите нынешним студентам бакалавриата(специалитета)?

Не бойтесь слова «аспирантура». Это полноценное самостоятельное обучение, которое погружает вас в интересный мир науки с возможностью использовать ресурсы не только университета, но и различных научных фондов.

 

*Аббревиатуры:

MOSFET (metal–oxide–semiconductor field-effect transistor) – полевой транзистор с изолированным затвором (МОП – транзистор).

JFET (junction field-effect transistor) – полевой транзистор с управляющим PN-переходом.

SPICE-модель – математическая модель электронного компонента, используемая в схемотехническом симуляторе электронных схем.