• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 123458, Москва, Таллинская улица, 34 (м. "Строгино").

Телефон:
(495) 772-95-90 *11086
(915) 317-30-12

E-mail: avbelov@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Гришунина Юлия Борисовна
Глава в книге
ОСОБЕННОСТИ ВРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ И ЭЛЬ-НИНЬО ЮЖНОГО КОЛЕБАНИЯ В 2020-Е ГОДЫ

Зотов Л. В., Сидоренков Н., Марчукова О. и др.

В кн.: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ГРАВИТАЦИОННЫХ, МАГНИТНЫХ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ 50-я юбилейная сессия Международного семинара им. Д.Г. Успенского - В.Н. Страхова. Москва, 2024. М.: Издательство "Перо", 2024. С. 162-166.

«Главным образом я буду говорить о времени, о человеке, о человеческом восприятии времени»

14 декабря состоится презентация книги профессора МИЭМ Игоря Лубашевского «Physics of the Human Temporality: Complex Present»

«Главным образом я буду говорить о времени, о человеке, о человеческом восприятии времени»

Департамент прикладной математики МИЭМ НИУ ВШЭ приглашает всех желающих на презентацию книги «Physics of the Human Temporality: Complex Present» авторства профессора  Игоря Лубашевского и Наталии Плавинской.
Книга предлагает обсуждение временной размерности, названной «темпоральностью человека», и развивает специальный математический формализм для описания такого объекта, как человеческий mind. Основное внимание при этом уделяется одному из базовых фрагментов темпоральности человека, названному complex present. Детальный анализ классических и современных философских  концепций и физических моделей позволил выдвинуть идею многокомпонентной структуры complex present и развить соответствующий специальный математический формализм, которому в значительной мере посвящена книга.

В преддверии презентации мы задали несколько вопросов автору книги.

Игорь Алексеевич Лубашевский, д.ф.-м.н, профессор Департамента прикладной математики МИЭМ. Область научных интересов – явления самоорганизации (синергетика), стохастические процессы, транспортные потоки и физика ментальных процессов. В настоящее время – это физика human mind. Несколько месяцев назад в издательстве Springer вышла книга, которая называется  «Physics of the Human Temporality».

Игорь Алексеевич, Ваша книга  на стыке точных наук и наук о человеке. Как Вы пришли к такой теме исследования.

Много лет тому назад я работал в Теоретическом отделе Института общей физики им. А.М. Прохорова РАН и занимался проблемой транспортных потоков и образованием пробок на дорогах. Обсуждая с женой одну из частных задач, мы осознали, что за рулем каждого автомобиля сидит человек, и именно его поведение определяет взаимодействие машин. Таким образом, описание потоков автомобилей не является классической задачей физики частиц. Это и привело к идее попробовать создать математический аппарат для описания поведения человека, где такие свойства, как память, предвидение, желание и цель учитываются непосредственным образом. В 2009 году мы написали первую статью по этому поводу.

Вы говорите «мы», и из сказанного мы можем сделать вывод, что Ваш соавтор – Ваша супруга?

Да, соавтор – моя жена, Наталия Юрьевна Плавинская, учитель русского языка и литературы, кандидат педагогических наук. Мысль о человеке за рулем пришла в голову именно ей, она настояла на написании первой статьи. Несколько лет она убеждала меня заняться всерьез этой тематикой и начать писать книгу. В первой книге «Physics of the Human Mind» она была первым и главным редактором. Структура книги, структура глав, работа над текстом – всё это было ее полем деятельности. Я предложил ей стать соавтором первой книги, но она категорически отказалась, и тогда я посвятил первую книгу ей.

Во второй книге, «Physics of the Human Temporality», вся редакторская деятельность снова легла на ее плечи. Кроме того, она внесла существенный вклад в научную часть книги. Она предложила концепцию complex present (сложного настоящего), которая лежит в основе книги. Именно ее понимание идеи space-time cloud (пространственно-временного облака) явилось решающим при построении развитого математического аппарата. Ее предложение заменить понятие causality на intentionality позволило преодолеть ряд логических тупиков. А её же идея о бесконечном «колесе опыта-осознования» позволила математически сопоставить несоизмеримые категории восприятия. И, наконец, ее концепция phenomenological self (феноменологического «я») не только естественно завершила книгу, но открыла путь дальнейшему исследованию.

Давайте остановимся немного на терминах. Ваши книги называются «Physics of the Human Mind» и «Physics of the Human Temporality». Раскройте, пожалуйста, используемые базовые понятия Mind и Temporality.

Когда мы искали термин, который будет обозначать объект нашего исследования, мы перебрали множество разных вариантов и выбрали термин «mind» потому, что уже существуют такие понятия как «philosophy of mind» и «physics of mind». Цель исследования – создать математический аппарат описания этого объекта. Сегодня мы не готовы перевести термин «mind», хотя в русском языке существуют такие понятия, как «сознание», «разум» и «ум». Например, от слова «сознание» мы отказались потому, что в английской научной речи наряду с понятием «consciousness» (сознание) существуют такие, как «unconsiousness» (бессознательное состояние), «nonconsciousness» (неосознанность) и, в частности, «uncounsious mind». Однако мы будем только рады, если кто-нибудь предложит русский аналог, который станет устойчивым и войдет в научную речь.

В нашем представлении mind — это такой же фундаментальный объект, как и материя. Как и любое фундаментальное понятие его сложно определить через другие фундаментальные понятия. Однако, мы можем выделить и описать его характерные свойства, относящиеся к ментальным явлениям. Одним из свойств является временная протяженность (индивидуальная временнАя размерность), которую мы назвали темпоральность (temporality). Мы ввели этот термин, чтобы разделить понятие физического времени от временной размерности human mind, которые существенно различаются по свойствам.

Расскажите, пожалуйста, кратко, о контексте трактования и восприятия темпоральности в философии.

Вопросы времени и восприятия времени человеком всегда занимали умы мыслителей. Обсуждение проблемы уходит корнями в античность. В частности, Аристотель, Блаженный Августин, Фома Аквинский, Ньютон, Лейбниц, Локк, Гуссерль, Хайдеггер внесли неоценимый вклад в существующие на сегодняшний день представление о человеческом времени. Каждый из них сфокусировал внимание на каком-то определенном аспекте проблемы времени, и эти аспекты не всегда пересекаются. Общим, пожалуй, может считаться то, что физическое время и время в восприятии человека не равны, и то, что прошлое, настоящее и будущее тесно связаны друг с другом и могут существовать одновременно. В нашей книге истории вопроса времени отведена первая глава. Следуя идеям философов прошлого, принимая во внимание современные данные нейропсихологии, следуя учениям современной психологии, мы предложили концепцию темпоральности, которая основывается на идеях темпоральности в философии Гуссерля и Хайдеггера. А именно, мы рассматриваем темпоральность как временнУю размерность human mind, где неразрывно сосуществуют запомнившееся прошлое, воспринимаемое настоящее и воображаемое будущее.

Многокомпонентная структура complex present: что она собой представляет, что такое пространственно-временное облако, почему оно основной элемент темпоральности.

В истории философии понятие «настоящее» называлось и трактовалось по-разному. Например, Аристотель называл его «the now» и считал точечным объектом. Начиная с Блаженного Августина пришло осознание, что в человеческом сознании настоящее имеет сложную временную структуру, включающую компоненты прошлого, настоящего и будущего, и в конце 19 века философ и психолог Уильям Джеймс ввел понятие «кажущегося настоящего» (specious present), имеющего длительность порядка 1 секунды. Наша идея «complex present» заключается в том, что структура настоящего представляет собой своеобразную матрешку. Complex present (длительностью 10–20 секунд) состоит из примыкающего прошлого, испытываемого настоящего и примыкающего будущего; испытываемое настоящее (длительностью порядка 1–3 секунды) состоит из немедленного прошлого, немедленного настоящего и немедленного будущего. Немедленное настоящее (длительностью порядка 0.3–0.5 секунд) далее вниз не раскладывается, но интегрально может содержать сложную временную структуру. В этом смысле мы говорим не о точке, которая не имеет структуры и границ, а о пространсвенно-временном облаке. Именно такие пространственно временные облака являются элементами темпоральности и только им можно приписать какие-либо свойства.

Математический формализм: пожалуйста, поясните, о чем речь в книге. Правильно ли понимать, что главная область книги  мышление человека в целом? И как применяется формализм при этом? Есть ли практические выводы?

Построение математического формализма является главной целью задуманного исследования. Первая книга, по сути, была своеобразным введением в тематику. В книге «Physics of the Human Temporality» сделаны первые шаги. Рассматривая целенаправленные действия человека на масштабах complex present, я использовал математику динамических систем с высоким производным по времени (механика Остроградского), на этой основе ввел понятие граничных задач по времени, и при построении динамики пространственно-временных облаков в двумерном времени использовал элементы формализма квантовой механики, дополненные пространственно-временной нелокальностью. Говоря о практических выводах, могу отметить, что предложенный формализм открывает дорогу для решения таких проблем, как формирование и рассасывание пробок в транспортных потоках.

Хочу отметить, что для меня самым интересным является именно построение математического формализма, но я понимаю, что это очень специфическая область знаний. И поэтому своё выступление я сосредоточу на общих философских вопросах, которые могут привлечь слушателей с разными интересами. Главным образом я буду говорить о времени, о человеке, о человеческом восприятии времени.

Игорь Алексеевич, большое спасибо за уделённое время.