Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
123458 г. Москва, Таллинская, д. 34 (м. «Строгино»)
Тел.: +7 (495) 772-95-90 * 11089
E-mail: vstarykh@hse.ru
Департамент компьютерной инженерии создан в 2015 г. в результате объединения кафедр «Информационно-коммуникационные технологии», «Вычислительные системы и сети», «Информационные технологии и автоматизированные системы» и базовой кафедры «Информационно-аналитических систем – ЕС-лизинг» факультета информационных технологий и вычислительной техники МИЭМ НИУ ВШЭ. Преподаватели департамента участвуют в подготовке бакалавров, магистров и аспирантов для самых востребованных и приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в России, в частности: «Информатика и вычислительная техника» (бакалавриат), «Компьютерные системы и сети" (магистратура).
IOP Publishing, 2021.
Heliyon. 2020. Vol. 6. No. 7. P. 1-7.
Сластников С. А., Королев Д. А., Белов А. В.
В кн.: ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ: НОВЫЕ ТРЕНДЫ И ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ. М.: Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, 2020. С. 96-100.
В День российского студенчества мэр Москвы Сергей Собянин посетил Высшую школу экономики и поговорил со студентами о том, как развивается современный город.
Поздравляя студентов и сотрудников Вышки с праздником, Сергей Собянин напомнил, что каждый десятый житель столицы — студент. Город, по словам мэра, делает все, чтобы у молодых людей было больше возможностей по выбору профессий, а городская среда была для них полезной и интересной.
Перед началом лекции Сергею Собянину провели небольшую экскурсию по выставке студенческих проектов, где студентам МИЭМ НИУ ВШЭ удалось продемонстрировать мэру свои разработки.
Общение мэра Москвы со студентами, преподавателями и выпускниками ВШЭ проходило в «Шухов Лаб» — международной лаборатории экспериментального проектирования городов, которая недавно открылась в Высшей школе урбанистики НИУ ВШЭ. Вполне естественно, что в такой обстановке речь зашла о том, как в последние годы развивалась Москва и чего ожидать горожанам в будущем.
Сергей Собянин отметил, что в Москве сосредоточены 90 процентов российских кредитных организаций и IT-компаний, а также треть научного потенциала страны. Порой такую концентрацию ресурсов в московской агломерации критикуют, но мэр полагает, что именно мегаполисы являются локомотивами экономического развития по всему миру. В мегаполисах «создается экономика будущего», там находятся «точки роста современной цивилизации».
Современные страны и города, как считает мэр, соревнуются за людей, знания и новые технологии. В этом плане основные конкуренты Москвы — это Нью-Йорк, Париж, Лондон и другие мировые центры. Чтобы выдержать эту конкуренцию, городу нужно создавать комфортную среду для жизни, работы и отдыха людей.
С комфортностью городской среды в Москве долгие годы были серьезные проблемы, но в последние годы ситуация заметно меняется. «Мы начали с благоустройства дворов, улиц, парков, скверов, — сказал Сергей Собянин. — Нас даже критиковали, что можно было это делать помедленнее». При этом город, очищаясь от незаконной торговли и рекламы, сталкивался с сопротивлением — за каждым таким объектом стояли чьи-то экономические интересы.
И все же результат — налицо. В городе стало больше пешеходов, велосипедистов, фестивалей, в которых люди охотно принимают участие. «Город развернулся лицом к горожанам, — считает Сергей Собянин. — Люди больше не бегут из него, а с удовольствием гуляют по нему».
Комфортная городская среда невозможна без решения транспортной проблемы. Взрывной рост числа автомобилей и неконтролируемая парковка привели к тому, что по центру города нельзя было ни пройти, ни проехать. Кто-то считал, что бороться с засильем автомобилей бесполезно, но администрация решила ориентироваться на успешный опыт зарубежных мегаполисов, отдавших приоритет общественному транспорту. В результате была пересмотрена программа развития метро, обустроено Московское центральное кольцо (оно перевозит около 300 тыс. пассажиров в день), обновлен автобусный парк, выделены полосы для движения общественного транспорта.
Москва находится в мировых лидерах по темпам дорожного строительства. При этом администрирование парковочного пространства помогло уменьшить число автомобилей в центре города на 20-25 процентов. Количество ДТП снизилось наполовину. В целом горожане стали терять на дорогах на четверть меньше времени, чем прежде.
Если высшее образование не входит в непосредственную сферу компетенции городских властей, то качество школьного и дошкольного образования напрямую зависят от решений, принимаемых городом. Реформа школьного образования в Москве была необходима, считает Сергей Собянин. При наличии ряда школ-лидеров, большинство московских школ давали откровенно плохое образование. Во многом это объяснялось «волюнтаристским» характером финансирования школ.
Реформа школьного образования в Москве была подкреплена новой системой финансирования (так, для школ был установлен одинаковый норматив — примерно 123 тысячи рублей на старшеклассника). Заработная плата педагогов стала зависеть от количества учащихся и качества образования. Лучшие школы теперь получают гранты московского правительства.
В результате доля учителей среди персонала школ, которая раньше была значительно меньше половины, выросла до 52 процентов. Доля московских школьников среди победителей и призеров всероссийских олимпиад увеличилась вдвое. А исследование столичных школ по стандартам PISA показало, что по качеству образования Москва занимает 6-7 место в мире, сказал Сергей Собянин.
Без развития IT-технологий «невозможно управлять современным городом и общаться с горожанами», уверен московский мэр. Внедрение информационных технологий особенно заметно в сферах образования и здравоохранения (например, значительно сократились очереди в поликлиниках). Современные технологии также помогают городским специалистам управлять транспортным потоками и, в частности, следить за бесперебойным движением общественного транспорта. А для эффективного взаимодействия с гражданами город запустил порталы «Активный гражданин», «Наш город» и портал госуслуг.
«Мы не останавливаемся ни на минуту, — подчеркнул Сергей Собянин. — Все, что можно сделать сегодня, мы делаем сегодня, а не откладываем на завтра».
Студенты Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ поинтересовались у мэра, могут ли жители непосредственно привлекаться к благоустройству города. По словам мэра, «лопаты и кирпичи» город раздавать им не будет, но жители могут принимать участие в обсуждении и даже голосовать за тот или иной проект. Так, на портале «Активный гражданин» выставляется на голосование треть проектов благоустройства дворов.
В НИУ ВШЭ немало студентов и сотрудников занимаются городскими и социальными исследованиям и проектами. О некоторых проектах они рассказали Сергею Собянину.
На факультете компьютерных наук группа специалистов, например, взялась за разработку чат-ботов московской городской среды. Они предложили идею трех ботов, которые используют информацию портала открытых данных Правительства Москвы. Велобот позволит получать сведения о ближайших стойках велопроката и велодорожках. С помощью автобота можно будет узнать о перекрытии дорог, зонах парковки и паркоматах. ЖКХ-бот будет информировать пользователей об изменении тарифов, графике отключения воды и ближайших пунктах сбора вторсырья.
«Востребованность в таких технологиях колоссальная», — сказал в ответ Сергей Собянин. Он напомнил, что город уже внедряет технологии, которые позволяют с точностью до минуты узнать о времени прибытия нужного вам автобуса или зарезервировать парковочное место.
Представители экологического движения «Зеленая Вышка» (2017 год объявлен Годом экологии) пожаловались мэру на отсутствие контроля за раздельным сбором отходов. «Вообще за это ответственны сами жители и выбранная ими управляющая компания, и это стоит денег, — заметил мэр. — Но часть такой услуги мы в качестве эксперимента централизовали, им охвачены около 40 процентов территорий, и около 500 тысяч тонн мусора перерабатывается раздельно. Через год вводится новый федеральный закон, который эти требования сделает универсальными. Для крупных компаний, которые занимаются переработкой мусора, это должно быть бизнесом, но для этого им нужно создать стартовые условия. Надеюсь, в Москве получится это сделать в течение двух-трех лет».
Исследователи Высшей школы урбанистики, занимающиеся проблемами транспорта, хотели бы изучить, какое влияние на город оказывает открытие Московского центрального кольца. Соответствующие городские службы помогут исследователям в получении необходимой информации, сказал Сергей Собянин.
В завершение встречи ее участники вернулись к вопросам благоустройства. Два главных корпуса Вышки были непосредственными свидетелями того, как менялся центр города: Мясницкая улица, на которой они расположены, была полностью реконструирована. В скором времени откроется еще один крупный комплекс зданий Вышки — на Покровском бульваре. А это значит, что пешеходное движение по переулкам, связывающим Мясницкую и Покровку, усилится.
«Сейчас наши студенты, молодые ученые разрабатывают в тесном сотрудничестве с Правительством Москвы проекты таких рекреационно-культурных зон, — рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Париж, Лондон, другие города получают большие доходы от своих пешеходных пространств, Москва может делать то же самое».
«Мы будем вместе с вами продолжать делать наш город более комфортным и интересным», — отметил, в свою очередь, Сергей Собянин.
Ректор Высшей школы экономики