Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
123458 г. Москва, Таллинская, д. 34 (м. «Строгино»)
Тел.: +7 (495) 772-95-90 * 11089
E-mail: vstarykh@hse.ru
Департамент компьютерной инженерии создан в 2015 г. в результате объединения кафедр «Информационно-коммуникационные технологии», «Вычислительные системы и сети», «Информационные технологии и автоматизированные системы» и базовой кафедры «Информационно-аналитических систем – ЕС-лизинг» факультета информационных технологий и вычислительной техники МИЭМ НИУ ВШЭ. Преподаватели департамента участвуют в подготовке бакалавров, магистров и аспирантов для самых востребованных и приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в России, в частности: «Информатика и вычислительная техника» (бакалавриат), «Компьютерные системы и сети" (магистратура).
IOP Publishing, 2021.
Heliyon. 2020. Vol. 6. No. 7. P. 1-7.
Сластников С. А., Королев Д. А., Белов А. В.
В кн.: ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ: НОВЫЕ ТРЕНДЫ И ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ. М.: Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, 2020. С. 96-100.
Основная цель выставки «Magic of Light» — увлекательно рассказать гостям о науке: продемонстрировать свойства света, удивить оптическими иллюзиями и открыть фантастический мир голографии и ее современных воплощений — оптоклонов.
В экспозиция более 200 экспонатов, привезенных со всего мира, в том числе ультрареалистичные рельефные оптоклоны знаменитых императорских яиц Карла Фаберже, голограммы знаменитых церковных сокровищ и старинных икон, «Лентикулы» — видеоголограммы, ставшие победителями и призерами Lenticular Print Award, интерактивные площадки — «Волшебный лес», «Цветные тени», «Игра света»; технологии дополненной реальности (Oqulus Rift, 3D-проекции, мультимедийные калейдоскопы, аттракционы и пр.) и многое другое.
Высшая школа экономики покажет на выставке несколько экспонатов, подготовленных сотрудниками МИЭМ НИУ ВШЭ. Часть из них представляет собой объекты фрактальной графики. Фрактал (от лат. fractus — сломанный, разбитый) — математическое множество, обладающее свойством самоподобия (когда объект в целом имеет ту же форму, что и одна или более его частей). Свойствами фракталов обладают многие природные объекты — снежинки, облака, кроны деревьев, кровеносная система живых существ. В математике примеры таких самоподобных множеств появились в XIX веке в результате изучения непрерывных недифференцируемых функций, а термин «фрактал» введен Бенуа Мандельбротом в 1975 году.
Большую популярность фракталы получили с развитием компьютерных технологий, позволивших визуализировать эти структуры, и сейчас фрактальная графика — один из наиболее динамично развивающихся видов компьютерной графики. Компьютерное моделирование позволяет выразить математические уравнения в виде поразительных, насыщенных цветом и содержанием образов.
Во-первых, фрактальное 3D-кино под музыку Сергея Прокофьева, содержащее несколько динамических образов — «Китайская головоломка» и эскизы к фантастическим фильмам («Башня», «Нашествие», «Война», «Серая планета» и «Биоморфы»).
Во-вторых, фрактальную световую колонну — восьмигранную стеклянную конструкцию, на которую через зеркала проецируются декоративные фракталы («Перламутр», «Бирюзовая весна», «Геометрия», «Город Кандинского» и т.д.).
Автор этих экспонатов — профессор МИЭМ НИУ ВШЭ Надежда Трубочкина.
Еще одна группа экспонатов, подготовленных МИЭМ НИУ ВШЭ — это интерактивные компьютерные инсталляции с распознаванием человеческих жестов (leap motion).
Система распознавания жестов позволяет задавать практически любые команды, не касаясь никаких поверхностей, и манипулировать объектами виртуальной реальности. Принцип работы устройства таков — инфракрасные диоды подсвечивают руки, а инфракрасные камеры делают их захват, передавая изображения программному обработчику контроллера. На программном уровне математические алгоритмы выделяют контуры рук и отслеживают координаты пальцев. Это и позволяет обращаться с виртуальными объектами как с реальными — например, можно сорвать цветок или поиграть на барабанах.
Также на выставке будут представлены стереоскопические фотографии Сергея Челнокова, снимавшего повседневную жизнь москвичей и знаковые исторические события на рубеже XIX-XX веков. С помощью современного оборудования старые фотографии превратились в 3D-кино (над реализацией проекта совместно работают лаборатории 3D-визуализации и компьютерной графики МИЭМ НИУ ВШЭ и «Фонд Челнокова», которым руководит старший преподаватель Школы философии НИУ ВШЭ Дмитрий Новиков). Современные мультимедийные технологии позволили сотрудникам МИЭМ НИУ ВШЭ перевести стеклянные диапозитивы и негативы в цифровой формат и воссоздать всю глубину стереоснимков Челнокова.
Выставка Magic of Light открывается в самом центре Москвы — в старинной усадьбе Салтыковых-Чертковых на Мясницкой улице, 7. Подвалы этого здания будут впервые открыты для публики (в них будет размещена часть экспозиции), а атмосфера тайны, царящая там, поможет усилить впечатления посетителей от оптических иллюзий.
Выставка продлится до конца мая 2016 года.