• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Проекты УЛ 3D-визуализации и компьютерной графики на 2020/2021 год
Название Аннотация Подать заявку
1 Платформа поддержки проведения виртуальных лабораторных работ Цель проекта: Необходимо разработать веб-платформу, куда будут выгружаться результаты прохождения лабораторных работ в виртуальной реальности учениками, формироваться статистика по этим результатам, а также где будут храниться методические пособия и сопроводительные материалы.

Руководитель проекта: ст. преп. Ролич А.Ю.

Проект является онлайн составляющей PortusVR – комплекса лабораторных работ по физике в виртуальной реальности для общеобразовательных учреждений. PortusVR разрабатывается в Unity на языке программирования C# и на данный момент содержит модули лабораторных работ по темам “Электричество” и “Радиация”, а также методические пособия и сопроводительные материалы к ним. Необходимо разработать инструменты, которые позволят учителям удобно использовать данный комплекс и внедрить их в исходный проект. Платформа должна содержать систему выгрузки метрик из Unity на сторонний сайт или мобильное приложение, механизмы защиты данных, личные кабинеты для ученика и учителя. Нужно продумать как сделать работу преподавателя и ученика с этими инструментами удобной, при необходимости изучить механизм работы с внешними ресурсами в Unity.
Главная цель – сократить количество бумажной волокиты школьного учителя по физике и сделать экосистемный продукт, который в дальнейшем будет легко масштабировать и расширять за счёт новых модулей.

Работа над проектом входит в общую проектную группу "Разработка программного обеспечения для изучения физических законов в виртуальной реальности", руководитель Романова Д.С. (https://miem.hse.ru/news/379569030.html).
Интересанты: руководитель лаборатории 3D-визуализации и компьютерноф графики МИЭМ НИУ ВШЭ Ролич А.Ю., руководитель проектной группы Романова Д.С.

https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/312/
2 Разработка программного обеспечения для изучения лабораторных работ по механике в виртуальной реальности

Руководитель проекта: ст. преп. Ролич А.Ю.
Проект является онлайн составляющей PortusVR – комплекса лабораторных работ по физике в виртуальной реальности для общеобразовательных учреждений. Необходимо разработать набор инструментов обеспечивающий выполнение следующих работ:

  • Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости;
  • Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления;
  • Выяснение условий равновесия рычага;
  • Исследование равноускоренного движения без начальной скорости;
  • Измерение ускорения свободного падения;
  • Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины;
  • Изучение движения тел по окружности под действием силы упругости и тяжести;
  • Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника.

Несмотря на обширный список работ, они выполняются схожим инструментарием, всего необходимо будет разработать или продумать аналогичные варианты исполнения для следующих основных приборов и установок: металлический шарик, желоб, секундомер, линейка, циркуль, динамометр, трибометр, набор грузов и брусков, рычаг, набор грузов, динамометр, металлический цилиндр, математический маятник.
Там, где воссоздать прибор в Unity затруднительно или в виртуальной реальности прибор не так удобен и эффективен в использовании как в жизни необходимо будет придумать аналоги которые позволят продемонстрировать те же законы. При реализации приборов можно выводить данные на UI пользователя, но исключительно если цель работы не заключается в изучении принципа работы прибора, например, для секундомера. Приветствуется геймификация процесса выполнения лабораторных работ и изменение их сценария под специфику VR, но должны достигаться дидактические цели каждой работы, такие как закрепление теоретических положений, формирование практических знаний и умений и тд.

Работа над проектом входит в общую проектную группу "Разработка программного обеспечения для изучения физических законов в виртуальной реальности", руководитель Романова Д.С. (https://miem.hse.ru/news/379569030.html)

Интересанты: руководитель лаборатории 3D-визуализации и компьютерноф графики МИЭМ НИУ ВШЭ Ролич А.Ю., руководитель проектной группы Романова Д.С.

https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/313/
3 Разработка программного обеспечения для изучения электромагнитных явлений в виртуальной реальности

Руководитель проекта: ст. преп. Ролич А.Ю.
Проект является онлайн составляющей PortusVR – комплекса лабораторных работ по физике в виртуальной реальности для общеобразовательных учреждений. Необходимо разработать набор инструментов обеспечивающий выполнение следующих работ:
 Наблюдение действия магнитного поля на ток;
 Изучение явления электромагнитной индукции;
 Сборка электромагнита и испытание его в действии;
 Изучение электрического двигателя постоянного тока на модели;
Данные лабораторные работы выполняются схожим инструментарием, всего необходимо будет разработать или продумать аналогичные варианты исполнения для следующих основных приборов и установок: гальванометр, катушка, железный сердечник, U-образный магнит, магнитная стрелка/компас, реостат, амперметр, ключ, витки проволки или катушка, модель электродвигателя.
Соединительные провода уже есть в материалах проекта, также есть система просчета цепей постоянного тока, которая может помочь в реализации данного проекта.
Там, где воссоздать прибор в Unity затруднительно или в виртуальной реальности прибор не так удобен и эффективен в использовании как в жизни необходимо будет придумать аналоги которые позволят продемонстрировать те же законы. При реализации приборов можно выводить данные на UI пользователя, но исключительно если цель работы не заключается в изучении принципа работы прибора. Приветствуется геймификация процесса выполнения лабораторных работ и изменение их сценария под специфику VR, но должны достигаться дидактические цели каждой работы, такие как закрепление теоретических положений, формирование практических знаний и умений и тд.

Работа над проектом входит в общую проектную группу "Разработка программного обеспечения для изучения физических законов в виртуальной реальности", руководитель Романова Д.С. (https://miem.hse.ru/news/379569030.html)

Интересанты: руководитель лаборатории 3D-визуализации и компьютерной графики МИЭМ НИУ ВШЭ Ролич А.Ю., руководитель проектной группы Романова Д.С.

https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/314/
4 Платформа для indoor навигации с использованием дополненной реальности Цель проекта: Разработка веб-платформы для indoor навигации с использованием дополненной реальности и интеграция с мобильными приложениями

Руководитель проекта: ст. преп. Ролич А.Ю.
Проект является составном часть проекта по indoor навигации с использованием дополненной реальности. В рамках проекта необходимо разработать веб-платформу для работы со сценой дополненной реальности, расположением цифрового контента дополненной реальности на виртуальной карте здания, организации клиент-серверной архитектуры и связанности с мобильными приложениями. Аналогом разработки можно считать ARWay

Работа над проектом входит в общую проектную группу "Разработка программного обеспечения для навигации внутри зданий НИУ ВШЭ с использованием дополненной реальности", руководитель Самойленко П.И.(https://miem.hse.ru/news/379569030.html)

Интересанты: Старший директор по цифровой трансформации НИУ ВШЭ Чкарин А.В., руководитель лаборатории 3D-визуализации и компьютерной графики МИЭМ НИУ ВШЭ Ролич А.Ю., руководитель проектной группы Самойленко П.И.

Результатом данного проекта должно стать программное обеспечение (в виде разработанной веб-платформы), позволяющее реализовывать функции навигации в помещениях при помощи дополненной реальности.
На веб-платформе должен имется функционал по хранению цифровых карт помещений (в том числе в виде интерактивных 3Д моделей), функции по размещению, удалению и хранению виртуальных маркеров, привязанных к определенному месту на карте, функции построения маршрута от одной точки к другой.
Веб платформа должны быть связана с мобильными приложением (которое разрабатывается в другом проекте), иметь API для взаимодействия.

https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/315/
5 Разработка виртуального интерактивного тура по МИЭМ НИУ ВШЭ в формате сферической панорамы Целью проекта является предоставление конечным пользователями услуги по удаленному проведению виртуальных туров по зданию МИЭМ.

Руководитель проекта: программист, инженер УЛ 3Д визуализации и компьютерной графики Мотайленко И.А.
Условия карантина показали, что в данный момент в МИЭМ отсутствует инструмент, позволяющий эффективно продемонстрировать лаборатории, проекты студентов и учебную инфраструктуру института абитуриентам. Возникает потребность в создании инструмента, позволяющего проводить различные онлайн-мероприятия в виртуальном пространстве МИЭМ максимально приближенном к реальности (Техношоу, Дни открытых дверей, и т.д.).
Разрабатываемое программное обеспечение можно использовать в качестве ресурса, при помощи которого можно дистанционно ознакомиться с корпусом МИЭМ и узнать об назначениях некоторых основных помещений (например, лаборатории и кабинеты учебного офиса), продемонстрировать возможности комнаты виртуальной реальности CAVE. Данный виртуальный тур разрабатывается для абитуриентов, которые не имеют возможности ознакомиться со зданием университета воочию.
Последующими шагами в разработке и усовершенствовании программного обеспечения являются улучшение качества и чёткости панорамных снимков путём использования более современного оборудования (имеющееся аппаратное обеспечение не позволяет получить высокое качество изображения), улучшение навигации в разрабатываемом виртуальном туре при помощи создания макета всего здания корпуса МИЭМ и полная визуализация всех объектов, находящихся на панорамных снимках.
Ожидается, что виртуальная экскурсия поможет в полной мере продемонстрировать возможности лаборатории 3D визуализации, поможет таким образом расширить учебный процесс студентов, а с помощью разработанного интерактивного тура по зданию МИЭМ поможет студентам и сотрудникам лучше ориентироваться в учебном и административном корпусах МИЭМ, появится возможность ознакомиться с внутренним устройством здания института и узнать местоположение основных помещений.
Разрабатываемая технологическая основа может быть масштабирована на другие здания НИУ ВШЭ.

Прототип: http://cr89530.tmweb.ru/
Были разработаны программные модули просмотра дополнительной информации об объекте, навигационный программный модуль с отображаемыми 3Д моделями планов этажей. Были созданы панорамные 360 снимки с использованием камеры Ricoh Theta. В процессе разработки было создано дерево панорамных связных фотографий, как основной наполняющий контент для программного обеспечения и созданы 3Д модели планов этажей здания НИУ ВШЭ МИЭМ с использованием программы 3Ds Max. Далее было проведено тестирование и отладка программного продукта.
Результатом создания прототипа виртуального тура является наличие реализованных функций, а именно возможность просмотра виртуального тура на базе комнаты виртуальной реальности CAVE, на экранах мобильных устройств, планшетов и компьютеров. В то же время отличительной особенностью является возможность просмотра тура в режиме VR, а также возможность перемещаться по зданию при помощи элементов навигации, расположенных на экране, и визуализация здания корпуса МИЭМ путём создания дерева связанных панорамных снимков. В то же время реализована возможность просмотра дополнительной информации о специальных объектах, находящихся на снимке 360, что является полезной функцией, дополняющей разработанное программное обеспечение для комнаты виртуальной реальности CAVE.

Для реализации проекта необходимо 3 участника - разработчик backend, разработчик frontend, специалист по работе с 360 изображениями/программист.
В задачи backend-разработчика входит разработка база данных, разработка архитектуры веб-приложения (виртуального тура), разработка программного обеспечения для реализации запросов к базе данных, реализация программных модулей, отвечающих за управление виртуальным туром, а также программных модулей для администрирования и управлениявеб-приложением.
В задачи front-end разработчика входит разработка пользовательского интерфейса веб-приложения, разработка программных модулей для подсистемы навигации в виртуальном туре, разработка программных модулей управления виртуальным туром на стороне клиента, реализация разных режимов просмотра тура (моно режим, стереорежим для мобильных устройств и гарнитур виртуальной реальности) посредством разработки соответствующих программных модулей.
В задачи специалиста по работе с 360 изображениями/программист входят задачи по съемке и обработке сферических 360 изображений, разработка программных модулей, позволяющих менять качество изображения при просмотре в ручном режиме и оптимизировать качество изображений, разработка программных модулей для реализации возможности добавления нового контента на сферические 360 изображения (функции интеграции сторонних сервисов Youtube, cabinet.miem.hse.ru, и др), разработка программных модулей для работы с имеющимися сферическими 360 изображениями (добавление, удаление, редактирование, и.т.д.)

Работа над проектом входит в общую проектную группу "Виртуальный 360-градусный тур по зданию МИЭМ", руководитель Мотайленко И.А.(https://miem.hse.ru/news/379569030.html)

Интересанты: руководитель лаборатории 3D-визуализации и компьютерной графики МИЭМ НИУ ВШЭ Ролич А.Ю., руководитель проектной группы Мотайленко И.А.
Данный проект обсуждался для реализации в рамках проектной группы с зам. директора Прохоровой В.Б. и Аксеновым С.А.

https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/316/
6 VR-тренажер для яхтсменов Цель проекта: Предоставление пользователями возможности отработки практических навыков маневрирования килевой яхты в марине(порту) под мотором.

Руководитель: ст. преп. Ролич А.Ю.
Назначение:
Отработка курсантами яхтенной школы практических навыков маневрирования килевой яхты в марине(порту) под мотором.

Основной функционал:
Моделирование движения яхты в различных погодных условиях с имитацией реалистичных органов управления (штурвал, ручка управления двигателем).
Модель должна учитывать влияние ветра на надводную часть корпуса и влияние водной среды на подводную часть.

Для управления требуется создание имитации реалистичных органов управления, владение которыми является одним из развиваемых навыков. Они включают в себя:
Штурвал диаметром не менее 1 метра https://yacht-parts.ru/catalog/systems/shturvaly/shturval_savoretti_tip_t5_iz_nerzhaveyushchey_stali/
Ручка управления двигателем https://yacht-parts.ru/catalog/systems/engine_management/ruchka_upravleniya_dvigatelem_vetus_afstzij_montazh_na_stenu_/
Платформа с тумбой симулирующая часть палубы со штурвалом и рычагом управления. Возможно как отдельные элементы которые можно переставлять относительно друг друга.

Результатом проекта является программное обеспечение в виде VR-тренажера. Участникам проекта необходимо выполнять работы по 3D-моделированию, обработке и интеграции 3D-моделей в конечное программное обеспечение, разработке программных модулей реализующих, описанные выше функции.

Интересанты: Советник директора МИЭМ Буров В.В., руководитель лаборатории 3D-визуализации и компьютерной графики МИЭМ НИУ ВШЭ Ролич А.Ю.

https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/318/
7 Разработка инфраструктуры для проведения научных исследований и выполнения проектов в области удаленного интернета вещей на базе гетерогенных сетей LoRa-Iridium Целью проекта является реализация технической инфраструктуры для проведения научных исследований в области спутникового Интернета вещей с потенциалом будущего применения результатов исследований в практической деятельности компаний, использующих спутниковую связь для систем сбора данных в Арктической регионе.

Руководитель проекта: профессор-исследователь, к.т.н., доцент Восков Л.С.
В данный момент пользователи спутниковых модемов отмечают, что существует проблема дороговизны сообщений для передачи различных данных от конечных устройств. Как показали предварительные исследования и результаты имитационного моделирования, стоимость сообщений в гетерогенных сетях LoRa-Iridium может быть уменьшена за счет использования специализированных методов контейнеризации и сжатия данных. Для апробации предложенных методов и внедрения в отрасли необходимо произвести экспериментальные исследования разработанных методов. Для достижения данной цели необходимо построить экспериментальную инфраструктуру на базе МИЭМ, которая будет включать в себя оконечные устройства сбора и передачи данных с LoRa/Bluetooth/Wi-Fi, базовые станции LoRa, терминалы спутниковой связи Iridium на базе модемов 9523, 9602, 9770, антенны спутниковой связи Hiirshman ITAS, арендованный спутниковый канал связи Iridium.
Реализация данного проекта позволит проводить научные исследования и реализовывать студенческие и аспирантские проекты по следующим направлениям:

  1. Моделирования гетерогенных сетей удаленного интернета вещей LoRa-Iridium по различным критериям.
  2. Вопросы контейнеризации и сжатия данных в спутниковых сетях LoRa-Iridium, проведение экспериментов на разработанной инфраструктуре, развитие метода GDEP
  3. Исследование методов контейнеризации и сжатия геоданных в спутниковых сетях LoRa-Iridium
  4. Изучение связи энергоэффективности и снижения стоимости передачи сообщения по спутниковому каналу связи на базе разработанной инфраструктуры
  5. Исследование и разработка систем энергообеспечения наземных элементов гетерогенной сети LoRa-Iridium с использованием автономных/альтернативных источников питания.
  6. Сравнение ячеистой топологии, mesh-топологии и топологии кластерной сети в условиях спутникового интернета вещей и многошаговой гетерогенной сети LoRa-Iridium (моделирование и экспериментальные исследования).
  7. Исследование криптографических протоколов для обеспечения информационной безопасности гетерогенной сети LoRa-Iridium

Интересанты: научная лаборатория Интернета вещей и киберфизических систем под руководством Крука Е.А., компания СТЭККОМ

https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/321/
8 Виртуальная IoT лаборатория Цель проекта: Разработка программного обеспечения, способного эмулировать работу с различными устройствами Интернета вещей на базе микроконтроллеров Raspberry, STM32, Arduino и другими перефейриными устройствами в учебных целях

Руководитель проекта: профессор-исследователь, к.т.н., доцент Восков Л.С.
В данный момент на рынке отсутствует эмулятор, позволяющий работать в виртуальном пространстве с микроконтроллерами Arduino, Raspberry, STM32, периферийным оборудованием и датчиками, а также позволяющий компилировать программный код непосредственно на платформе.

Условия карантина продемонстрировали, что подобный продукт может быть использован не только в учебном процессе, но также будет востребован при организации олимпиад, конкурсов хакатонов. Разработанный программный продукт может быть внедрен в образовательный процесс в НИУ ВШЭ для подготовки к практическим занятиям по дисциплинам образовательной программы “Интернет вещей и киберфизические системы” и других образовательных программ МИЭМ. Планируется внедрять данный программных продукт в рамках работы с абитуриентами и школьниками в рамках профориентационной деятельности, проектов Инженерный класс и IT-класс. Кроме того, разработанное программное обеспечение планируется использовать в качестве симулятора для организации практико-ориентированных олимпиад и конкурсов для школьников, а также внедрять данные сервисы в существующие олимпиады такие как “Высшая проба”, “Я-Профессионал” и др.

Разработка данного программного продукта будет способствовать повышению популярности и имиджа НИУ ВШЭ на рынке образовательных услуг.

Разработан прототип программного комплекса, реализующий основы функционирования систем проектирования интернета вещей, представляющий собой web-приложение и предназначенный для обучения основам проектирования систем интернета вещей.
Были реализованы все необходимые элементы интерфейса, а также скрипты, необходимые для навигации, авторизации, взаимодействия с серверной частью, работы редактора и эмулятора. Однако стоит заметить, что остаются направления дальнейшей доработки. Например, есть необходимость переноса части логики с клиентской части на серверную для увеличения потенциала расширяемости системы и элементов эмулятора. Разработан эмулятор Raspberry Pi 3+ и ограниченного ряда периферийных устройств.
В разработанном прототипе предусмотрены следующие модули:
• Авторизация / аутентификация
• Блок с начальным обучением / инструкцией
• Личный кабинет с возможностью управления проектами
Проектом является созданный в лаборатории независимы стенд, в котором происходит основная работа. Отдельно взятый проект также состоит из нескольких модулей:
• Интерактивный редактор схемы
• Редактор кода с возможностью сохранения и загрузки файлов из файловой системы эмулированного микроконтроллера
• Консоль, позволяющая взаимодействовать с эмулированным устройством

В рамках испытания доступ к лаборатории был предоставлен студентам и была разработана одна лабораторная работа, состоящая из нескольких частей. В состав лабораторной входил сбор системы в разработанной лаборатории, написание кода, запуск кода, подключение разработанного проекта к облаку. Данная лабораторная была предложена к выполнению студентам. В результате был получены отзывы, говорящие о том, что лаборатория является работоспособной и выполнить лабораторную работу удалось.

Работа над проектом входит в общую проектную группу "Виртуальная IoT лаборатория", руководитель Поляков Е.В.(https://miem.hse.ru/news/379569030.html)

Интересанты: научная лаборатория Интернета вещей и киберфизических систем под руководством Крука Е.А., руководитель проектной группы Поляков Е.В.

https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/322/
9 Программное обеспечение для indoor навигации с использованием дополненной реальности на мобильных устройствах Цель проекта: Совершенствование приложения для indoor-навигации c использованием дополненной реальности.

Руководитель проекта: ст. преп. Ролич А.Ю.
Навигация в городском пространстве и задачи навигации в помещениях являются одним из приоритетных направлений развития технологий дополненной реальности. Многие ВУЗы уже имеют в своем распоряжении программное обеспечение для навигации внутри университета, которое используется как сотрудниками и студентами ВУЗа, так и абитуриентами. МИЭМ НИУ ВШЭ осуществляет активную профориентационную деятельность для привлечения абитуриентов и постоянно нуждается в новых средствах и инструментах для привлечения лучших абитуриентов на образовательные программы МИЭМ.

В рамках проектной деятельности 2019/2020 года студентами МИЭМ был разработан прототип приложения для навигации по зданию МИЭМ в дополненной реальности. Технологии дополненной реальности дают приложению потенциал для развития как инструмента для визуализации 3D контента внутри здания. Планируется использовать это приложение в качестве платформы для игровых квестов, для демонстрации 3D контента на днях открытых дверей, конференциях, техношоу и т.д.
В рамках проектной деятельности 2020/2021 года участникам проекта необходимо доработать функционал существующего прототипа приложения, подготовить проект к масштабированию на другие здания ВШЭ, то есть разработать систему автоматизированного построения 3D моделей зданий по чертежам. Необходимо доработать алгоритмы локального позиционирования и трекинга устройства внутри здания и разработать панель администратора для управления контентом внутри здания. Провести релиз приложения в PlayMarket/Appstore.
Необходимо реализовать следующие функции:
● Автоматизированный процесс построения 3D модели здания по чертежам
● Возможность привязывать новые маркеры к реальным объектам в режиме администратора
● Реализация возможности расположения администратором произвольно загружаемых 3D моделей и дополнительного цифрового контента при использовании безмаркерной технологии (ARCore, ARKit).
● Возможность подключения системы локального позиционирования для определения положения пользователя внутри МИЭМ.

Работа над проектом входит в общую проектную группу "Разработка программного обеспечения для навигации внутри зданий НИУ ВШЭ с использованием дополненной реальности", руководитель Самойленко П.И. (https://miem.hse.ru/news/379569030.html)

Интересанты: Старший директор по цифровой трансформации НИУ ВШЭ Чкарин А.В., руководитель лаборатории 3D-визуализации и компьютерной графики МИЭМ НИУ ВШЭ Ролич А.Ю., руководитель проектной группы Самойленко П.И.

https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/326/
10 Проект компании Rightech: Система совместного использования апартаментов в рамках концепции Интернета вещей Цель: Предоставление пользователям услуг совместного использования апартаментов (Apart Sharing)

Руководитель проекта: ст. преп. Ролич А.Ю.
Основные задачи проекта:

  1. Исследование IoT-систем со сложными гетерогенными сетями передачи данных, на примере автоматизации управления объектами недвижимости.
  2. Осуществить проектирование структуры взаимодействия по сети конечных устройств с облачной платформой и основных процессов (установка подключения, действия при разрыве соединения, принудительный разрыв соединения агентом,В концепции интернета вещей заложена идея осуществления взаимодействия устройств друг с другом и процесса обмена данными между ними. При помощи подключения устройств к облачной платформе интернета вещей происходит их объединение в единую систему.
  3. Разработать модуль авторизации устройств на основе технологий беспроводной передачи данных малого радиуса действия - BLE. Разработать программный агент - межпротокольный мост MQTT, BLE, Zigbee. Исследовать безопасность полученной системы управления электронными замками.

Участники команды, реализующие данный проект, автоматически становятся участниками программы IoT Академии Самсунг. Данная программа подразумевает учебный трек по технологиями Интернета вещей. По итогам выполнения проекта, участники получат сертификат компании Самсунг о прохождении курса и повышении квалификации.

Интересантом проекта является компания Rightech в лице генерального директора Быкони И.В.

https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/330/
11 Автоматизированная система выдачи оборудования Доработка автоматизированной системы выдачи оборудования в виде программно-аппаратного комплекса (ПАК).

Руководитель проекта: программист, инженер УЛ 3Д визуализации и компьютерной графики Мотайленко И.А.
Необходимо разработать автоматизированную системы выдачи оборудования в виде программно-аппаратного комплекса (ПАК).
Данный ПАК должен представлять собой умный шкаф, способных распознавать сотрудника или студента НИУ ВШЭ по карте сотрудника или студента. ПАК должен иметь позволять забирать ноутбуки, пульты, ключи и другие предметы из соответствующих ячеек. Необходимо доработать программное обеспечение, позволяющее производить отслеживание предметов, взятых из системы выдачи, формировать аналитические отчеты. Также необходимо разработать архитектуру систем таким образом, чтобы была возможность оплаты аренды оборудования за время использования.
Проект является продолжением одноименной ВКР студентов ИВТ 2020 года

В данный момент в рамках проекта отсутствует реализация аппаратной части комплекса. В рамках проекта необходимо разработать аппаратный комплекс системы (умный шкаф) с реализованным функционалом.
Также в рамках проекта необходимо доработать логику бизнес-процесса выдачи оборудования и сохранения информации об аренде.

Участники команды, реализующие данный проект, автоматически становятся участниками программы IoT Академии Самсунг. Данная программа подразумевает учебный трек по технологиями Интернета вещей. По итогам выполнения проекта, участники получат сертификат компании Самсунг о прохождении курса и повышении квалификации.

Интересантом проекта является учебная лаборатория 3Д-визуализации и компьютерной графики в лице Ролича А.Ю.

https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/331/
12 Система управления наземной роботизированной платформой в виртуальной реальности Цель проекта: Разработать инструмент для управления наземной роботизированной платформой с использованием HMD-шлемов виртуальной реальности и периферийных устройств

Руководитель проекта: программист, инженер УЛ 3Д визуализации и компьютерной графики Мотайленко И.А.
Необходимо разработать программно-аппаратный комплекс, позволяющий управлять движущейся наземной роботизированной платформой (гусеничного или колесного типа) посредством шлема виртуальной реальности.В рамках данной работы необходимо разработать саму наземную роботизированную платформу, которая может перемещаться в пространстве. В данную роботизированную платформу должна быть интегрирована стереокамера, позволяющая строить карту глубины изображения, а также производить анализ изображения для дальнейшей передачи на шлем виртуальной реальности.Кроме этого, данная роботизированная платформа должно обладать беспроводным интерфейсом связи и возможностью удаленного управления. В качестве интерфейса пользователя, который будет управлять платформой, необходимо разработать программное обеспечение для шлема виртуальной реальности. Изображение получаемое стереокамерой должно в реальном времени передаваться на шлем виртуальной реальности. При этом управление должно производится при помощи джойстика или другого доступного при использовании VR шлема устройства.

Проект является продолжением ВКР студентов 2020 года. В рамках ВКР из-за условий короновирусного каратина не удалось реализовать функционал системы в полном объеме как с точки зрения аппаратного обеспечения, так и с точки зрения ПО. Целью проекта является доработка системы в виде новых функциональных возможностей по управлению роботизированной платформы с использованием шлемов HTC Vive, Pimax 8K и др.

Интересантом проекта является УЛ 3Д визуализации и компьютерной графики МИЭМ в лице Ролича А.Ю. для развития направления систем VR-управления в мехатронике на базе лаборатории

 https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/332/
13 Исследование методов контейнеризации и сжатия данных в гетерогенных сетях LoRa-Iridium

Цель: Исследование методов контейнеризации и сжатия данных в гетерогенных сетях LoRa-Iridium
Руководитель проекта: профессор-исследователь, к.т.н., доцент Восков Л.С.

В рамках проекта необходимо провести исследование с использованием имеющейся экспериментальной установки, моделирование гетерогенной сети LoRa-Iridium с использованием различным методов контейнеризации и сжатия данных, исследование различных характеристик сети: Средний/максимальный размер очереди, Среднее/макс. время обработки, Процент успешно отправленных сообщений (Succes rate),Пропускная способность системы, Средний процент полезного использования контейнера.
Данный проект является продолжением научно-исследовательской работы https://www.mdpi.com/1424-8220/19/15/3384 и реализуется в рамках научно-исслледовательской работы научной лаборатории Интернета вещей и киберфизических систем, а также научно-учебной группы Интернета вещей и киберфизических систем.

Интересанты: научная лаборатория Интернета вещей и киберфизических систем под руководством Крука Е.А.

https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/333/
14 Изучение влияния методов контейнеризации и сжатия данных на стоимость передачи сообщения по спутниковому каналу связи в рамках удаленного Интернета вещей Цель: Изучение влияния методов контейнеризации и сжатия данных на стоимость передачи сообщения по спутниковому каналу связи в рамках удаленного Интернета вещей

Руководитель проекта: профессор-исследователь, к.т.н., доцент Восков Л.С.

В рамках проекта необходимо изучить влияние методов контейнеризации и сжатия данных, методов повышения энергоэффективности при передачи данных в гетерогенных сетях LoRa-Iridium на стоимость передачи сообщений по спутниковому каналу Iridium в рамках удаленного Интернета вещей.
Данный проект является продолжением научно-исследовательской работы https://www.mdpi.com/1424-8220/19/15/3384 и реализуется в рамках научно-исслледовательской работы научной лаборатории Интернета вещей и киберфизических систем, а также научно-учебной группы Интернета вещей и киберфизических систем.
Участники команды, реализующие данный проект, автоматически становятся участниками программы IoT Академии Самсунг. Данная программа подразумевает учебный трек по технологиями Интернета вещей. По итогам выполнения проекта, участники получат сертификат компании Самсунг о прохождении курса и повышении квалификации.

Интересанты: научная лаборатория Интернета вещей и киберфизических систем под руководством Крука Е.А., компания СТЭККОМ

https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/334/
15 Исследование топологий сети LoRa-Iridium в условиях удаленного интернета вещей Руководитель проекта: профессор-исследователь, к.т.н., доцент Восков Л.С.
В рамках проекта необходимо изучить различные топологии для построения гетерогенной сети LoRa-Iridium (ячеистая, mesh, кластерная и т.д.) в условиях удаленного Интернета вещей с целью повышения энергоэффективности конечной сети. Данный проект также подразумевает исследование многошаговых сетей LoRa и методов ретрансляции.
Данный проект является продолжением научно-исследовательской работы https://www.mdpi.com/1424-8220/19/15/3384 и проекта https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/172/, реализуется в рамках научно-исслледовательской работы научной лаборатории Интернета вещей и киберфизических систем, а также научно-учебной группы Интернета вещей и киберфизических систем.
Участники команды, реализующие данный проект, автоматически становятся участниками программы IoT Академии Самсунг. Данная программа подразумевает учебный трек по технологиями Интернета вещей. По итогам выполнения проекта, участники получат сертификат компании Самсунг о прохождении курса и повышении квалификации.
Интересанты: научная лаборатория Интернета вещей и киберфизических систем под руководством Крука Е.А., компания СТЭККОМ
https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/335/
16 Исследование применимости криптоалгоритмов для микроконтроллеров в рамках Интернета вещей Необходимо провести исследование применимости криптоалгоритмов ГОСТ, AES и др. для микроконтроллеров Arduino, Raspberrym, STM32 и др. в рамках Интернета вещей.
Руководитель проекта: профессор-исследователь, к.т.н., доцент Восков Л.С.
Данный проект является продолжением проекта https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/172/, реализуется в рамках научно-исслледовательской работы научной лаборатории Интернета вещей и киберфизических систем, а также научно-учебной группы Интернета вещей и киберфизических систем.
Участники команды, реализующие данный проект, автоматически становятся участниками программы IoT Академии Самсунг. Данная программа подразумевает учебный трек по технологиями Интернета вещей. По итогам выполнения проекта, участники получат сертификат компании Самсунг о прохождении курса и повышении квалификации.
Интересанты: научная лаборатория Интернета вещей и киберфизических систем под руководством Крука Е.А., компания СТЭККОМ
https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/336/
17 Проект компании BPS: Система VR-визуализации для системы сбора и анализа данных для цифровых двойников

Руководитель проекта: ст. преп. Ролич А.Ю.
Цель: Разработка системы визуализации для системы сбора и анализа данных для цифровых двойников с использованием виртуальной реальности
Задачи:
Исследование существующих инфраструктурных технологических решений в сфере управления энергопотреблением объектов недвижимости
Визуализация данных математического анализа, полученных в результате обработки информации системы сбора показателей с IIoT устройств.
Визуализация данных о потреблении энергоресурсов исследуемого объекта
Интеграция данных в модель цифрового двойника исследуемого объекта путем применения технологий виртуальной реальности
Проект посвящен изучению проблемы контроля энергопотребления объектов капитального строительства и выработке рекомендаций по оптимизации использования энергоресурсов, анализу эффективности и предупреждение сбоев в инженерных системах. Главной целью исследования является разработка системы визуализации данных о энергопотреблении цифрового двойника объекта капитального строительства.

Участники проекта решают задачи по разработке программного обеспечения для визуализации BIM-модели в средах виртуальной реальности с использованием технологий компании Autodesk Forge и Forge VR/AR Toolkit, по разработке программных модулей для реализации системы управления в виртуальной BIM-модели, рзаработке программных модулей для визуализации показаний датчиков и сенсоров реальных инженерных систем BIM-модели в виртуальной реальности в режиме реального времени. Также участникам проекта необходимо решить задачи по разработке программных модулей, позволяющих на базе BIM-модели в автоматизированном режиме генерировать SCADA-подобную схему инженерных систем и отображать ее на веб платформе Connected BIM.

Интересанты: научная лаборатория Интернета вещей и киберфизических систем под руководством Крука Е.А., компании BPS и Айбим

 https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/345/
18 Интерактивный AR-гид по Дому Дурасовых Руководитель проекта: ст. преп. Ролич А.Ю.

Цель проекта: Разработка инструмента для проведения экскурсий по Дому Дурасовых и повышения качества иммерсивного опыта посетителями

В рамках данного проекта необходимо разработать интерактивный AR-гид по Дому Дурасовых, являющемся в данный момент одним из корпусов НИУ ВШЭ на Покровском бульваре 11. Аналогом и примером необходимого функционала может служить AR-гид по Casa Battlo (Casa Battlo App) в Барселоне.
  • Необходимо реализовать функцию отображения дополнительного цифрового контента в помещениях Дома Дурасовых согласно выставочному маршруту.
  • Необходимо реализовать функционал проигрывания аудио и видео файлов с целью предоставления пользователям исторических сведений о Доме Дурасовых.
  • Приложение должно быть мультиязычным (русский, английский, китайский, французский, немецкий, испанский, итальянский).
  • Должна быть реализована функция навигации внутри здания

Данный проект может быть использован для проведения междисциплинарных исследований в рамках развития концепции мультисенсорных сред, музейных и выставочных пространств.

Для реализации проекта необходимо 4 участника - 2-м 3D-моделерам необходимо решить задачи по разработке фотореалистичных 3D-моделей с возможностью оптимизации данных моделей в соответствии с вычислительными мощностями конечных устройств, на которых будет работать конечное приложение. В обязанности специалистов по 3Д-моделированию также входит анимировании 3D-моделей и возможности интеграции полученного результаты в графические движки.
В задачи Unity-разработка входит разработка программных модулей для реализации функций дополненной реальности (распознавание образов, нахождение соответствий в базе данных, вывод дополнительного контента в виде анимированных или статичных трехмерных сцен на экран устройства), разработка программных модулей, реализующих indoor-навигацию с использованием алгоритмов компьютерного зрения (например, SLAM), разработка скриптов для реализации функционала гида.
В задачи разработчика мобильного приложения входит разработка пользовательского иинтерфейса мобильного приложения, реализация базы данных, разработка программных модулей для реализации функций мультиязычности приложения (как для интерфейса, так и для гида), программных модулей, отвечающих за синхронизацию воиспроизведения видео и аудиофайлов в соответствии с подсистемой indoor-навигации, разработка программных модулей для администрирования конечного приложения (добавление новых видео, аудиофайлов и другого дополнительного цифрового контента).

Интересанты: НИУ ВШЭ в лице руководитель аппарата ректора Мартусевич И.А.

https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/346/

19 Система удаленной экспертной поддержки с использованием дополненной реальности Руководитель проекта: ст. преп. Ролич А.Ю.

Цель проекта: Разработка инструмента удаленной экспертной поддержки с использованием шлема дополненной реальности Microsoft Hololens

Проектирование, разработка и испытания программно-аппаратного комплекса (ПАК) на базе Microsoft Hololens, с целью обеспечения объективного контроля качества технического обслуживания и ремонта (ТОиР), обеспечения полевого технического персонала ТОиР удаленной экспертной поддержкой путем передачи эксперту вида от первого лица, двусторонней голосовой связи и передаче экспертом полевому сотруднику графических и текстовых информационных блоков. В состав контура входят рабочие места полевого сотрудника, эксперта и сервер системы.

Данное ПО может подойти для решения специфических инженерных проблем квалифицированным специалистом на месте производства в труднодоступной точке, когда ситуация требует немедленного вмешательства лица, обладающего необходимыми навыками и знаниями.
Также, данное программное обеспечение в связке с устройством Microsoft Hololens позволит полевому сотруднику буквально освободить руки, ведь ему не придется доставать обыкновенное мобильное устройство (телефон или планшет, использование которых подразумевает использование обеих рук).

В частности:
• На предприятиях, занимающихся добычей природных ресурсов
• На заводах и фабриках, производящих сложное техническое
оборудование
• Во время критических ситуаций, возникших из-за неожиданной поломки оборудования, требующей оперативного решения.

Практическая выгода:

Данное решение позволит крупным предприятиям увеличить количество успешно решенных задач и уменьшить расходы на персонал, так как квалифицированный эксперт сможет мгновенно реагировать на запрос полевого сотрудника, вместо того чтобы самостоятельно выезжать на место возникновения проблемы.

В рамках проекта участники решают задачи:

  • по разработке программного обеспечения на стороне клиента (для MS Hololens), позволяющее полевому сотруднику связаться с удаленным экспертом, а также получить инструкций по ремонту и обслуживанию определенного объекта в дополненной реальности.
  • по разработке программного обеспечения на стороне удаленного эксперта (десктоп или ве-приложение), позволяющее удаленного эксперту принимать звонки от полевых сотрудников, получать изображение с камеры аппаратного обеспечения дополненной реальности полевого сотрудника, анализировать проблему и давать советы по ее решению в режиме реального времени по двухстороненней конференц-связи. Также данное программное обеспечение должно позволять сохранять статистику сеансов связи экспертом и полевых сотрудников, а также производить анализ данной статистики.
  • по разработке программного обеспечения на стороне сервера, которое реализуют функцию связующего звена между ПО полевого сотрудника и ПО эксперта, базы данных, хранящей всю информацию о произведенных в информационной системе операциях.

Проект является продолжением проекта #19234, в рамках которого были выявлены технические недостатки аппаратного обеспечения дополненной реальности (EPSON Moverio BT-2220), не позволившие в полном объеме реализовать функционал, требуемый от заказчика. Интересантом данного проекта является компания General VR



https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/347/
20 VR-адаптация ex-vivo реконструкции трактов белого вещества мозга Руководитель проекта: ст. преп. Ролич А.Ю.

В рамках проекта необходимо разработать систему VR-визуализации на основе данных проекта #19218. Система должно производить VR визуализацию трактов белого вещества мозга, реконструированных и размеченных в программе Nerve Tracts Lab, управление VR моделью: вращение, послойный просмотр, изменение прозрачности слоев, разметка цветом (с сохранением кастомизированных настроек). Для управления виртуальным объектами предполагается использование оригинальных джойстиков к шлемам виртуальной реальности, а также специализированных перчаток-контроллеров виртуальной реальности.

Разработанное программное обеспечение для визуализации трактов белого вещества мозга в виртуальной реальности может быть использовано академическим сообществом для проведения дальнейших исследований и наглядной визуализации, а также для обучения студентов медиков и биологов.
Интересантом проекта является Драгой Ольга Викторовна, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ.
https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/348/
21 Программно-аппаратный комплекс для формирования мультисенсорной среды в выставочном пространстве

Руководитель проекта: ст. преп. Ролич А.Ю.
Цель: Разработка программно-аппаратного комплекса, позволяющего создавать мультисенсорную среду в выставочном пространстве на базе разработанных киберфизических экспонатов и программного обеспечения дополненной реальности, работающего как с выставочными плакатами, так и с киберфизическими экспонатами.
Данный межфакультетский проект реализуется в коллаборации со Школой Дизайна НИУ ВШЭ. Физическое выставочное пространство формируется из разработанных студентами Школы Дизайна НИУ ВШЭ плакатов и других графических материалов, киберфизические экспонатов, разработанных студентами МИЭМ и Школы Дизайна. Физическое выставочное пространство должно дополняться цифровыми контентом, разработанным совместно студентами МИЭМ и Школы Дизайна, с целью создания мультисенсорной выставочной среды. В рамках данного проекта участникам необходимо разработать программное обеспечение для визуализации цифрового контента на базе физических плакатов с использованием технологии дополненной реальности, разработать киберфизические макеты и экспонаты в соответствии с арт-концепцией выставочного пространства, разработать программное обеспечение для получения данных с сенсоров разработанных киберфизических макетов и экспонатов и управления актуаторами. Необходимо произвести интеграцию средств дополненной реальности и киберфизических макетов и экспонатов с целью визуализации дополнительного цифрового и арт-контента, и создания интерактивных элементов взаимодействия с разработанными макетами и экспонатами.
Целью проекта является экспериментирование в междисциплинарной области разработки мультисенсорных сред в выставочных пространствах, а также демонстрация возможностей взаимодействия МИЭМ и Школы Дизайна в рамках реализации проектной деятельности студентов в области применения технологий IoT, виртуальной и дополненной реальностей в выставочном и музейном деле.

Участники команды, реализующие данный проект, автоматически становятся участниками программы IoT Академии Самсунг. Данная программа подразумевает учебный трек по технологиями Интернета вещей. По итогам выполнения проекта, участники получат сертификат компании Самсунг о прохождении курса и повышении квалификации.

Интересантами проекта являются МИЭМ НИУ ВШЭ (в лице Ролича А.Ю.) и Школа Дизайна НИУ ВШЭ (в лице зам.декана ФКМД) Ривчун Т.В.

Ожидаемые результаты:

  • Разработанные киберфизические модели выставочных экспонатов, способные подключаться к облачной платформе Интернета вещей и реализовывать мультиагентное взаимодействие.
  • Программное обеспечение для операционных систем Android и iOs, реализующие функции дополненной реальности при распознавании изображений-маркеров, разработанных студентами Школы Дизайна НИУ ВШЭ.
  • Организация единого выставочного пространства в виде мультисенсорной среды совместно с студентами и сотрудниками Школы Дизайна НИУ ВШЭ.
  • Организация межфакультетского взаимодействия в рамках проектной деятельности
https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/361/
22 Система для автоматизированной постановки печатей Руководитель проекта: программист, инженер УЛ 3Д визуализации и компьютерной графики Мотайленко И.А.

Цель: Сократить время, затрачиваемое сотрудниками аппарата ректора на постановку печатей, посредством автоматизации процесса постановки печатей на бумажные документы

 

33% времени сотрудников аппарата ректора тратится на постановку печатей на бумажные документы. Данный процесс реализуется в ручном режиме. Необходимо разработать программно-аппаратный комплекс, способный сократить время на постановку печатей посредством автоматизации процесса постановки печатей на бумажные документы. Таким образом, необходимо разработать устройство, способное захватывать многостраничные бумажные документы и ставить печати в необходимых местах с использованием рзаработанного программного обеспечения.
Данная разработка может быть использовать на любом предприятии, в котором присутствует достаточно объемный бумажный документооборот.

Интересанты: НИУ ВШЭ в лице зам. руководителя аппарата ректора Рыбалко О.В.
https://cabinet.miem.hse.ru/#/project/353/

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.