• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинары НУГ

Регулярный научный семинар НУГ «Виртуальный педагогический агент» проводится раз в 3 недели. Анонсы о семинарах размещаются на главной странице НИУ ВШЭ и сайте НУГ.

Руководитель семинара: Варнавский Александр Николаевич (avarnavsky@hse.ru)

Приглашаем всех заинтересованных студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников принять участие в семинаре в качестве слушателей или докладчиков. Подписаться на рассылку о предстоящих докладах семинара можно по ссылке.

Семинар №1. Способы и подходы к персонификации и адаптации в среде электронного обучения

Дата семинара: 28.02.2022, 18:00

Докладчик: Варнавский Александр Николаевич (НИУ ВШЭ)

Аннотация доклада:

В настоящее время в электронном обучении чаще всего используются типичные LMS, такие как Moodle, Blackboard, Canvas и другие. Адаптация и персонализация позволяют расширит возможности таких систем. В результате можно получить личную среду обучения, которая будет реагировать на разнообразные потребности студентов, позволит избегать когнитивных перегрузок, повысит эффективность и экономические, образовательные, временные критерии обучения. В докладе будут рассмотрены различные технические решения, позволяющие реализовать адаптацию и персонализацию в средах электронного обучения.
Запись семинара.
Презентация семинара.

Семинар №2. Модели управления параметрами представляемой информации для виртуальных педагогических агентов и систем электронного обучения

Дата семинара: 23.03.2022, 17:00

Докладчик: Варнавский Александр Николаевич (НИУ ВШЭ)

Аннотация доклада:

В докладе приводятся результаты исследований, направленных на выявление влияния параметров представляемой учебной информации на показатели работы с этой информацией. Построены регрессионные математические модели зависимости оптимального по критерию максимизации качества работы с информацией параметров информации от показателей обучающегося. Предложены структуры модулей для виртуальных педагогических агентов и систем электронного обучения, осуществляющие адаптацию параметров представления текстовой и аудио информации в зависимости от индивидуальных свойств обучаемого.
Запись семинара.
Презентация семинара.

Семинар №3. Разработка образовательных курсов в среде Minecraft

Дата семинара: 13.04.2022, 18:00

Докладчики: Попов Дмитрий Александрович, Курочкин Роман Андреевич, Карманова Кристина Александровна (НИУ ВШЭ)

Аннотация доклада:

В рамках семинара сотрудники и студенты расскажут об опыте разработки образовательных курсов в среде Minecraft Java Edition по основам программирования на языке Python и цифровой схемотехники для школьников 15-17 лет и студентов начальных курсов. Данные учебные курсы позволят школьникам и студентам с большим интересом изучать дисциплины, т.к. в курсах задействованы и реализованы подходы к геймификации процесса обучения.
Запись семинара.
Презентация семинара.

Семинар №4. Использование клавиатурного почерка для оценки динамики функционального состояния студентов в процессе онлайн-обучения

Дата семинара: 28.04.2022, 15:30

Докладчики: Эля Эргюева, Булат Кашапов (НИУ ВШЭ)

Аннотация доклада:

В рамках семинара докладчики расскажут об исследованиях, посвящённых использованию показателей клавиатурного и мышиного почерка для оценки состояния студентов в процессе обучения. Будут представлены результаты проведённого эксперимента, а также разработанные модели, которые по параметрам клавиатурного и мышиного почерка позволяют оценить ухудшение функционального состояния, развитие утомления и снижение показателей когнитивных процессов обучаемых. Будет затронута тема возможности использования данных моделей для контроля эффективности обучения и использования средств геймификации.
Запись семинара.
Презентация семинара.

Семинар №5. Разработка образовательной платформы для обучения программированию с использованием виртуального педагогического агента

Дата семинара: 25.05.2022, 11:00

Докладчики: Искандер Абдуллаханов, Кирилл Игнатьев (НИУ ВШЭ)

Аннотация доклада:

В рамках семинара докладчики расскажут об опыте разработке образовательной платформы для обучения программированию с использованием виртуального педагогического агента. Будут представлены используемые алгоритмы и подходы к разработке платформы, адаптации материала к уровню обучаемого, отображению и управлению поведением виртуального педагогического агента. Также докладчики осветят используемые при разработке инструкции и команды языка Python.
Запись семинара.
Презентация семинара.

Семинар №6. Оценка эффективности использования чат-бота для контроля выполнения длительного по времени учебного задания

Дата семинара: 28.06.2022, 17:00

Докладчик: Варнавский Александр Николаевич (НИУ ВШЭ)

Аннотация доклада:

В настоящее время в литературе все чаще поднимается вопрос об использовании чат-ботов для автоматизации различных составляющих образовательного процесса. Отмечаются преимущества и недостатки их использования. В докладе будут рассмотрены такие работы, а также собственный опыт использования чат-ботов в учебном процессе. Будут представлены результаты исследования по оценке эффективности использования чат-бота для контроля выполнения студентами длительного по времени учебного задания.
Запись семинара.
Презентация семинара.

Семинар №7. «Self skills» как скрытый ресурс компетентностного подхода

Дата семинара: 26.09.2022, 18:00

Докладчик: Ковалева Татьяна Михайловна (д.п.н., профессор, заведующая ЛИНО ИНО МГПУ, заведующая ЛИТ ТГУ, президент Межрегиональной Тьюторской Ассоциации)

Аннотация доклада:

Содержание, организация образовательной деятельности, оценка образовательных результатов могут осуществляться на основе некоторой совокупности принципов и закономерностей, составляющей компетентностный подход. Традиционно выделяют такие группы компетенций как Hard skills и Soft skills, входящих в индивидуальный компетентностный профиль. В докладе будет рассмотрена необходимость выделения из набора Soft skills и использования в профессиональной компетентностей модели такой группы компетенций как Self skills. Использование Self skills позволит повысить эффективность индивидуализации в образовании и тьютерского сопровождения,  в том числе при использовании технических средств в средах электронного обучения.
Запись семинара.
Презентация семинара.

Семинар №8. Интеллектуальные чат-боты: возможности и опыт применения в учебном процессе

Дата семинара: 28.10.2022, 19:00

Докладчик: Заякина Анастасия Михайловна (Ведущий программист лаборатории сетевых видеотехнологий, приглашенный преподаватель департамента компьютерной инженерии, НИУ ВШЭ)

Аннотация доклада:

В докладе рассматриваются современная классификация чат-ботов и их возможности, инструменты разработки, а также примеры успешного использования и возможные ограничения. Приводится краткий обзор современного состояния разработки интеллектуальных чат-ботов и возможные направления их развития. Особое внимание уделяется использованию интеллектуальных чат-ботов в образовании. Представлен собственный опыт внедрения чат-ботов в учебный процесс.
Запись семинара.
Презентация семинара.

Семинар №9. Как игровое обучение смещает геймификацию на второй план

Дата семинара: 24.11.2022, 16:00

Докладчик: Семичаснов Илья Владимирович (Директор Центра управления проектными разработками МИЭМ, НИУ ВШЭ)

Аннотация доклада:

Геймификация является трендом в образовании. Однако данный подход не раз подвергался критике со стороны учителей и наставников. В последнее время все чаще говорится о другом подходе для преподавания - игровом обучении. В докладе рассматриваются основы игрового обучения, отличия и преимущества по сравнению с геймификацией. Затронуты тенденции и тренды развития и использования данного подхода в образовательном процессе. Представлен опыт использования игрового обучения.
Запись семинара.
Презентация семинара.

Семинар №10. Исследование эффективности использования игрового чат-бота с заданиями-головоломками для обучения программированию

Дата семинара: 08.12.2022, 17:00

Докладчик: Варнавский Александр Николаевич (НИУ ВШЭ)

Аннотация доклада:

Для многих учащихся изучение программирования является достаточно сложным процессом. Поэтому необходимо использовать методы и подходы к обучению, которые повышают вовлеченность и мотивацию учащихся, например, DGBL и цифровые игры, интегрированные в учебную среду. Учитывая тенденцию роста использования образовательных чат-ботов, актуальным является реализация DGBL на базе чат-ботов. В докладе представлены результаты исследования использования игрового чат-бота с заданиями-головоломками для обучения программированию на Python. Сделаны выводы по влиянию различных факторов на показатели восприятия и использования, а также рекомендации по использованию игрового чат-бота.
Запись семинара.
Презентация семинара.

Семинар №11. Методы генерации вопросов для виртуальных педагогических агентов и образовательных чат-ботов

Дата семинара: 27.12.2022, 18:00

Докладчик: Кочуров Кузьма Кириллович (НИУ ВШЭ)

Аннотация доклада:

Виртуальные педагогические агенты и образовательные чат-боты, осуществляющие контроль знаний студентов, должны иметь функционал выдачи вопросов студентам. Использование заготовленного набора вопросов имеет некоторые недостатки, связанные с повышением нагрузки на преподавателя и ограниченным набором таких вопросов. Автоматическая генерация вопросов для контроля знаний позволяет решить данную проблему. В докладе рассматриваются подходы и методы автоматизации создания вопросов для электронных систем обучения. Особое внимание уделено реализации метода генерации вопросов в разрабатываемом виртуальном педагогическом агенте.
Запись семинара.
Презентация семинара.

Семинар №12. Исследование факторов, влияющих на восприятие головоломок Парсона и головоломок по типу Wordle для обучения программированию

Дата семинара: 29.09.2023, 18:00

Докладчик: Варнавский Александр Николаевич (НИУ ВШЭ)

Аннотация доклада:

Одними из самых распространенных для обучения программированию являются головоломки Парсона, которые заключаются в реконструировании программы из перемешанных строчек кода. Такие головоломки, в первую очередь, предназначены для начинающих. Одной из проблем, возникающей при их использовании, является потеря интереса учащихся по мере развития навыков программирования. Существуют некоторые подходы к решению этой проблемы, например за счет использования отвлекающих факторов или интеграции с другими играми, однако это полностью не решает проблему. Учитывая рост популярности игры Wordle, было проведено исследование восприятие студентами оригинальных головоломок по типу Wordle для обучения программированию. В докладе представлены результаты исследования восприятия студентами новых головоломок и факторов, влияющих на восприятие этих головоломок и головоломок Парсона для обучения программированию.
Запись семинара.
Презентация семинара.

Семинар №13. Виртуальный агент для поддержки развития самоэффективности и саморегулируемого обучения

Дата семинара: 27.10.2023, 15:00

Докладчик: Варнавский Александр Николаевич (НИУ ВШЭ)

Аннотация доклада:

Виртуальные педагогические агенты, в частности чат-боты, могут использоваться для поддержки процесса обучения. Их можно использовать для контроля выполнения учебных заданий. Успешное выполнение таких заданий вовремя без нарушения дедлайна во многом зависит от навыков тайм-менеджмента, самоэффективности и саморегулируемого обучения. В докладе рассмотрены способы и подходы учета и воздействия на саморегулируемое поведение студентов, в том числе при использовании LMS. Представлены результаты исследования по оценке эффективности использования чат-бота для развития самоэффективности и саморегулируемого обучения студентов в процессе выполнения длительных заданий.
Запись семинара.
Презентация семинара.

Семинар №14. Влияние командных образовательных игр на показатели обучения

Дата семинара: 31.10.2023, 15:00

Докладчик: Колпаков Максим Максимович (НИУ ВШЭ)

Аннотация доклада:

Использование образовательных игр в рамках учебных дисциплин положительно влияет на показатели процесса обучения. Помимо индивидуальных игр используются  командные и групповые игры. В докладе рассмотрены исследования, в которых изучаются влияния командных и совместных игр на показатели процесса обучения и сравниваются с влиянием индивидуальных игр. Также представлены результаты собственного исследования восприятия некоторых командных игр на основе словесных головоломок по типу Wordle для обучения программированию.
Запись семинара.
Презентация семинара.

Семинар №15. Учет когнитивных стилей студентов при обучении с использованием игр

Дата семинара: 03.11.2023, 17:00

Докладчик: Прокудина Ксения Витальевна (НИУ ВШЭ)

Аннотация доклада:

Когнитивный стиль описывает устойчивые характеристики человека, в частности обучаемого, определяющие различия и предпочтительные способы восприятия и запоминания информации, обучения, решения проблем, задач и т.п.. Существуют разные модели когнитивных стилей. Когнитивный стиль обучаемого влияет на эффективность использования различных образовательных инструментов, в том числе игр. В докладе рассмотрены исследования, в которых изучаются влияния когнитивных стилей на обучение с использованием игр. Также представлены результаты собственного исследования влияния когнитивного стиля на эффективность использования словесных головоломок по типу Wordle.

Запись семинара.
Презентация семинара.

Семинар №16. Виртуальный агент для тренировки и развития внимания пользователя

Дата семинара: 22.11.2023, 18:00

Докладчик: Варнавский Александр Николаевич (НИУ ВШЭ)

Аннотация доклада:

Виртуальные агенты, в частности чат-боты, могут использоваться для развития навыков человека и его когнитивных процессов. Их можно использовать для тренировки и развития такого процесса как внимание. Внимание очень важно для некоторых видов деятельности и профессий. В докладе представлен виртуальный агент - чат-бот, который имеет функционал для тестирования и тренировки внимания пользователя. Представлены результаты пилотного исследования использования данного чат-бота группой студентов.
Запись семинара.
Презентация семинара.

Семинар №17. Чат-бот для тренировки решения задач по теории принятия решений

Дата семинара: 27.11.2023, 16:00

Докладчик: Беганов Денис Владимирович (НИУ ВШЭ)

Аннотация доклада:

Во многих образовательных программах есть дисциплины, связанные с теорией принятия решений. Для освоения таких дисциплин студент должен умень применять различные методы и подходы. В докладе представлен чат-бот для тренировки решения задач по некоторым методам теории принятия решений. Представлены результаты использования и оценки восприятия данного чат-бота студентами.
Запись семинара.
Презентация семинара.

Семинар №18. Разработка учебного тренажера с использованием игрового движка Ren’Py

Дата семинара: 04.12.2023, 18:00

Докладчик: Цатурян Геворг Самвелович (НИУ ВШЭ)

Аннотация доклада:

Учебные тренажеры играют важную роль в образовании. Они позволяют студентам более активно взаимодействовать с материалом, осваивать, тренировать и развивать новые понятия и навыки, стимулировать мотивацию к обучению. Поэтому необходимо понимание того, в каких программных средах возможна разработка таких тренажеров, какие достоинства и недостатки существуют у сред. В докладе представлен результат разработки учебного тренажера с использованием игрового движка Ren’Py. Описываются достоинства и недостатки этого движка. Представлены результаты использования разработанного тренажера группой студентов.
Запись семинара.
Презентация семинара.

Семинар №19. Разработка чат-ботов с использованием фреймворка aiogram 3.x

Дата семинара: 05.12.2023, 19:00

Докладчик: Непомнящий Артем Евгеньевич (НИУ ВШЭ)

Аннотация доклада:

Существуют фреймворки для разработки различных чат-ботов, в том числе образовательных. Одним из наиболее популярных фреймворков является aiogram, который представляет собой написанную на Python современную и полностью асинхронную платформу для Telegram Bot API. Aiogram 2.0 был выпущен в конце 2018 года, а версии 2.х были популярны до последнего времени. В сентябре 2023 года был выпущен aiogram 3.0. В докладе рассмотрены возможности aiogram 3.x, проведено сравнение с aiogram 2.x. Представлен процесс разработки чат-ботов на aiogram 3.x и показаны реализованные чат-боты.
Запись семинара.
Презентация семинара.

Семинар №20. Итоги и направления дальнейшей работы

Дата семинара: 25.12.2023, 18:00

Докладчик: Варнавский Александр Николаевич (НИУ ВШЭ)

Аннотация доклада:

В докладе подводятся итоги работы научно-учебной группы "Виртуальный педагогический агент", обсуждаются проведенные исследования и полученные результаты. Представлены направления дальнейшей работы и исследований.
Запись семинара.
Презентация семинара.

Одними из самых распространенных для обучения программированию являются головоломки Парсона, которые заключаются в реконструировании программы из перемешанных строчек кода (Ericson et al., 2022). Однако такие головоломки предназначены для начинающих. Существуют некоторые предложения по увеличению долговечности головоломок Парсена, например за счет использования отвлекающих факторов (Harms, 2015) или интеграции с другими играми (Oyelere et al., 2017), однако это не решает проблему потери интереса к этим головоломкам у более продвинутых студентов.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.