• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Наш Серебряный птенец – о том, как начинался полёт

Павел Королев, аспирант 1-го года обучения департамента электронной инженерии МИЭМ НИУ ВШЭ, стал победителем в номинации «Серебряный птенец» ежегодной церемонии вручения премии «Золотая Вышка». Павел рассказал в интервью о студенчестве, выборе научного руководителя, первых проектах, сегодняшних буднях и о том, почему Месси ему ближе, чем Пеле. Всё это и многое другое, включая советы тем, кто в начале пути – в интервью. Разговор получился емкий.


Павел, вы поступали в МИЭМ в 2011 году, до объединения. Что тогда было для вас главным в выборе вуза?

Да, действительно, я поступал еще в МИЭМ, и о Вышке мне тогда еще ничего не было известно. МИЭМ же привлек меня своей историей, своими направлениями подготовки с перспективой дальнейшего трудоустройства в солидные компании и предприятия, где ценят выпускников МИЭМ.


Тяжело было перестраиваться на новый лад, новую экзаменационную систему?

Я не заметил больших трудностей. Учеба шла своим чередом. Нас не коснулись рейтинги, которые влияют на получение стипендии. У нас сохранились вплоть до 4-го курса еще старые традиции учебы МИЭМ.

А новая экзаменационная система мне нравится, хотя и непривычно было переходить на 10-бальную систему. Студенту предоставлено поощрение в виде «автомата» за плодотворную деятельность в течение каждого модуля. Главное, хорошо потрудиться до экзаменационной сессии, и часть предметов может быть проставлена автоматом. Это особенно радует, когда у тебя вместо двух экзаменационных сессий целых четыре - немного напоминает школьные годы.


Продолжим про школу. Какое здание из трех вам ее больше напоминает? Вы же в каждом поучились - на Пионерке, на Трехсвяте, в Строгине...

На Пионерке я учился еще по старой системе сдачи экзаменов, поэтому никакую школу это не напоминало - наоборот, здание ассоциируется с кипящей работой, сдачей лабораторных работ, коллоквиумов. А вот когда мы перебрались на Трехсвят, у нас на горизонте уже появилась Вышка, и пришлось перестраиваться на ее лад. Здесь уже и вспоминалась школа благодаря модульной системе. На самом деле вуз - это тоже школа. Только, учась в ней, мы несем сами за себя ответственность. Что касается нового корпуса, то здание в Строгине дает большой повод стремиться к новым высотам.

 

Многие старшекурсники говорят примерно так: «На первом и втором курсах я толком не понимал, чем хочу заниматься, куда двигаться, а осознание пришло ближе к курсу третьему». Эта история про Вас?

Я с ними соглашусь. Действительно, на первом-втором курсах тяжело определиться с выбором. Ведь главное, чтобы деятельность приносила радость и удовольствие - от этого во многом зависит успех!

Но мне, наверное, повезло: я встретил уже на втором курсе перед зимней сессией перспективного, молодого преподавателя Иванова Илью Александровича, который для меня стал настоящим учителем и наставником. Именно он меня направил в нужное русло на раннем этапе учебы.

Поэтому, наверное, эта история не совсем про меня.


Чем он вас заинтересовал? Что было тем первым исследованием, которое вас захватило?

Заинтересовал тематикой своей научной работы, связанной с неразрушающим контролем и диагностикой электронных средств. Тогда еще стояла очень интересная задача - проверить правдоподобность выдвинутой теоремы, согласно которой можно выявлять неисправности печатных узлов электронных средств вплоть до конкретного элемента, снимая отклик на эффективные тестовые воздействия, подаваемые на вход.

Это мне напомнило медицину, когда человек приходит на обследование, по результатам которого он получает заключение о своем состоянии здоровья. Так обстоят дела и с электронными средствами - их тоже периодически нужно обследовать.


Проверили правдоподобность?

Да, проверили. Это было целое исследование. Мы выбрали объект диагностирования, написали программу, которая позволяет на основе математического моделирования подавать эффективные тестовые воздействия и анализировать полученную информацию, и делать по итогу заключение о техническом состоянии электронного средства. По результатам этого исследования мы написали и опубликовали несколько научных работ.


Что именно в исследовании вам приносит наибольшее удовольствие? Ведь не всё же одинаково интересно.

Многое. Чтобы можно было проконтролировать и, тем более, продиагностировать электронное средство, его нужно правильным образом спроектировать. Его нужно сделать контролепригодным. А этим занимается разработчик принципиальной электрической схемы, ведь именно он знает все ее нюансы и «больные места». А наша задача заключается в разработке математических методов эффективного диагностирования и специальных комплексов и даже автоматизированных аппаратно-программных контрольно-измерительных систем. Это достаточно сложные приборы по устройству, особенно если они связаны с измерением каких-либо параметров. 

Мне больше нравится как раз разрабатывать контрольно-измерительные системы, которые смогут работать а автоматическом режиме без привлечения участия человека. Очень хочется повысить эффективность этого процесса и внести вклад в науку. Эта область всегда заставляет «быть в теме». Нужно следить за развитием электронных средств, отслеживать, какие предъявляются к ним требования по контролю и диагностике и, исходя из этого, разрабатывать новые методы определения технического состояния.


Как изменилась область ваших интересов за годы учебы? Сильно поменялись векторы вашего движения в науке?

В магистратуре я уже стал задумываться: а как сюда привлечь такую науку, как надежность. Ведь, по сути, надежность, ее параметры помогают давать некое предсказание - сколько у нас проработает разрабатываемое электронное средство. И совместив эти две дисциплины, «техническую диагностику» и «надежность», можно разработать методики, которые не только позволят определить, что вышло из строя, но и предсказать, исходя из технического состояния, сколько у нас еще проработает конкретное электронное средство.Поэтому вектор моего движения в науке стал смещаться и, надеюсь, в правильном направлении.


То есть, вы потихоньку становитесь специалистом в области надежности?

Да, двигаюсь теперь в этом направлении, но не забывая и про диагностику.

Для реализации новых идей я стал работать с другим научным руководителем - профессором Жадновым Валерием Владимировичем, который является специалистом в области надежности.


И при этом уже работаете как преподаватель. Что в этой работе вам нравится? Что мешает или раздражает?

Да, пока веду только семинарские, практические занятия и лабораторные работы. Набираюсь опыта в преподавательской деятельности под чутким руководством доцентов и профессоров.
Мне нравится работать со студентами - я даже у них многому учусь. Очень талантливая пошла молодежь! Я очень рад, что они выбирают местом учебы наш МИЭМ НИУ ВШЭ. В рамках МКР (междисциплинарная курсовая работа) мы выполняем различные проекты, с которыми потом будем принимать участие в различных конкурсах по их реализации.

А так ничего не раздражает и не мешает. Эта работа мне по душе!


У вас с вашими студентами на сегодня разница в возрасте - довольна условная. Понятно, что тут есть свои плюсы и свои минусы. А лично вам это скорее мешает или помогает?

Действительно, есть такое, особенно если речь идет о магистрах второго курса - с ними вообще разница в один год. Но это нисколько не мешает, а наоборот, делает атмосферу на занятиях очень дружелюбной, активной и с большой пользой дела. Тем более что я многих студентов знаю уже давно, работая учебным ассистентом у преподавателей.


Вы уже многого добились, раз стали Серебряным птенцом. Значит, у вас есть чему поучиться. Дайте совет какой-нибудь тем, кто в начале пути.

Лично я бы посоветовал студентам начинать свой путь с выбора научного руководителя, который сможет помочь определиться с дальнейшими планами работы. Направит вас в правильном направлении. Именно выбор научного руководителя, на мой взгляд, является ключевым фактором успеха! И очень важно, чтобы вас увлекла тема. Не будет увлекать - не будет результата. Очень помогает сейчас такая дисциплина как «Проектный семинар», особенно на 2-м курсе. Он начинается до начала работы над МКР. Поэтому заранее можно ознакомиться, сначала поверхностно, с темами научных работ, предлагаемых на том или ином департаменте. Обсудить их на занятиях. И по результатам обсуждений сделать маленький шажок, попробовать себя в выбранной теме. И так несколько раз, а не затягивать с этим делом до 4-го курса.

До 3-го курса нужно уже все обдумать, взвесить все «за» и «против» и двигаться к поставленной цели!

Помимо науки, участвуйте в спортивных соревнованиях, защищая честь университета. Принимайте участие в культурных и общественных мероприятиях. Там вы себе можете найти единомышленников, с которыми будете идти вперед к достижению целей!


Отвлечемся. Чем любит заниматься Павел Королев в свободное от учебы и науки время? Есть хобби, спорт?

А как же заниматься наукой, не отдыхая и не занимаясь спортом? Это невозможно! Так нельзя! Мозгу нужно отдыхать!

Лично я очень люблю в летнее время бегать по утрам, поиграть в футбол. Очень нравится играть в волейбол и настольный теннис. От игры получаю огромное удовольствие! Зимой тоже есть занятие - это лыжи. Не могу без них уже лет десять. Даже ходил в спортивную школу.


Кто соавторы вашего успеха. Без кого победы бы не было?

В большей степени, конечно, Иванов Илья Александрович, ведь именно с ним я начинал свой путь, и благодаря ему мне удалось достичь этой победы!

Также, хочу выразить огромную благодарность Жаднову Валерию Владимировичу - человек с большой буквы! Прекрасный человек, надежный наставник, который всегда готов прийти на помощь! Очень хочется защитить кандидатскую диссертацию под его руководством.

Невозможно не отметить Полесского Сергея Николаевича. Без него я бы не поучаствовал в первом моем научном проекте в составе научно-учебной группы НИУ ВШЭ.

Вот три Великих для меня человека, без которых у меня не было бы серьезных публикаций в журналах ВАК и SCOPUS, а также тезисов конференций. Именно они заставляли меня участвовать в конференциях с публикацией научных разработок! И за это я им искренне благодарен!


Ну, раз вы любите футбол, последний вопрос такой. Пеле, Марадона или Месси? Можете прокомментировать свой выбор.

Я отдам свое предпочтение Лионелю Месси. Потому что мне посчастливилось жить и наблюдать за его игрой в настоящее время. Месси - гениальный игрок, на первом месте для которого - успех команды! Он никогда не жалеет отдать пас, чтобы партнер забил гол. Помимо этого обладает великолепной техникой владения мячом. А какие финты! Только единицы могут творить такое на футбольном поле. Очень хочется увидеть его в реальности. Надеюсь, у меня получится это сделать, так как базироваться сборная Аргентины будет в городе Домодедово, где я живу.

Кстати, пользуясь случаем, хочу сказать, что во многом успех кого-то одного зависит от игры, работы команды! Подбирайте команду, с которой вы будете сыграны, и тогда вы будете непобедимы!


Павел, спасибо за интервью. Вы честно поработали.

Спасибо за предоставленную возможность дать интервью.


Материал подготовил Олег Мыслюк