В МИЭМ НИУ ВШЭ прошел первый в Москве хакатон по виртуальной и дополненной реальности HSE VR/AR HACK
Два дня работы в аудиториях и коридорах МИЭМа. Ноутбуки, микроконтроллеры, AR/ VR- технологии. Пицца, печенье, чай и кофе, много кофе. 7-8 октября прошел первый хакатон по виртуальной реальности и дополненной реальности HSE VR/AR HACK в Москве. Хакатон был организован клубом дополненной и виртуальной реальности НИУ ВШЭ (HSE AR/VR CLUB) совместно с учебной лабораторией 3D-визуализации и компьютерной графики.
Какие проекты предложили участники, что из задуманного удалось реализовать, как выжить и остаться продуктивным во время непрерывного хакатона – об этом рассказали капитаны команд-призеров Михаил Деревянных, Александр Малютин и Артем Макаревич.
Проекты-призеры
Призовые места заняли проекты «На тарелке» (сборная команда «VrArtous» из Вышки (ФКН, Высшая школа урбанистики) и питерский Политех), «Space Morty» («Вабба-Лабба-Даб-Даб» из МИЭМ НИУ ВШЭ), «UrDesk» (команда из МТУ «Reality-Family»). Опишем каждый.
«На тарелке» – технология, помогающая при заказе блюд с доставкой. Допустим, кто-то хочет поужинать пастой карбонара из местного ресторана, но вряд ли может представить размер и внешний вид порции. Технология команды Михаила Деревянных предлагает объемную модель блюда из меню прямо на столе – достаточно совместить мобильный телефон и дополненную реальность.
«Мы будем создавать с помощью приложения и производительного телефона 3D-модели блюд в ресторанах «из коробки» без использования сторонних инструментов. Пока у нас есть не полностью рабочий прототип, реализованный на коленях», - говорит Михаил. Однако, ребята из команды «VrArtous» оценили возможности развития проекта: «Требуется создать множество инструментов под разные платформы, искать рестораны-партнёры. Тут нужны профессионалы нескольких специальностей и минимум год работы, потенциальный проект сложен». Будем надеяться, тем не менее, что уже в недалеком будущем благодаря такой технологии при заказе можно будет представить товар не умозрительно, а в его визуальном воплощении.
Проект команды «Вабба-Лабба-Даб-Даб» - «Space Morty» – игра для очков виртуальной реальности по вселенной «Рика и Морти». Члены команды во главе с Александром Малютиным заранее знали, что будут делать игру, создали концепт и главного героя-космонавта. «Одна случайная идея привела нас к мысли стилизовать проект под «Рика и Морти». Сами мы просто обожаем этот сериал», - прокомментировал Александр.
На данный момент в проекте реализована основная механика игры, выполненной в жанре аркада. Графика находится на начальном этапе, анимации нет, звуки лишь основные. Александр рассказал: «В игре нет многого. Нет магазина скинов для Морти, меню,и пока есть всего один уровень. Проект будет развиваться, но для личного опыта, потому что мы вряд ли сможем осилить покупку лицензии на использование персонажей мультфильма».
Команда «Reality-Family» во главе с Артемом Макаревичем создавала «UrDesk» - эмулятор катания на сноуборде в виртуальной реальности. Студенты МТУ использовали микроконтроллер ESP, прикрутив его ко дну реального скейтборда; гироскоп на микроконтроллере передавал положение скейтборда в реальном мире. «На основе данных с гироскопа мы переносили доску из реального мира в виртуальный, развернутый на HTC Vive. Дошли до демоверсии проекта, поняли недостатки реализации и придумали методы их исправления».
«Под конец хакатона у нас была демоверсия самого контроллера-сноуборда и демосцены, на которой можно было покататься, используя нашу доску, - говорит Артем. - Сейчас хотим переписать прошивку микроконтроллера и сделать больше уровней в самой игре. Потом будем продумывать возможности подключения мультиплеера и игровую логику».
Критериями отбора победителей были новизна, работоспособность, бизнес-модель и качество презентации. «Многие команды сделали действительно интересные игры, приложения, но они либо трудно монетизируемы, либо лишены новизны. А еще некоторые ребята выбрали слишком амбициозные проекты и не смогли довести их до минимального рабочего состояния», - поделился впечатлениями Михаил, капитан победившей команды.
О том,что имеет смысл участвовать в хакатоне и без опыта
Опыта совместной работы и работы с технологиями VR/AR у призеров почти не было. Команда «VrArtous» сформировалась в телеграмм-чате хакатона. С технологиями до мероприятия работала только Алтынай Ногойбаева, студентка магистратуры «Урбанистика» Вышки. Процесс создания проекта «На тарелке» прошел гладко: «Вопросы решали быстро, без споров, получали удовольствие от командной работы».
Команда одногруппников «Вабба-Лабба-Даб-Даб» также впервые работала вместе, при этом с технологиями VR здесь знаком только Александр Малютин.
«Reality-Family» команда тоже новая, да и ребята первый раз писали на микроконтроллере что-то подобное. «В команде у нас был один левел-дизайнер, один unity-разработчик и два человека, которые занимались только «железом» и привязкой его к виртуальной реальности. У многих за плечами немалый опыт разработки, но часть с железом писали вслепую, изучая технологию шаг за шагом», - рассказал Артем.
Немного о будущем и настоящем технологий VR/AR.
Мнения Михаила, Артема и Александра о AR и VR сошлись: если технологиям дополненной реальности ребята предсказали распространение с Запада в течение 5-10 лет ввиду уменьшения стоимости специального оборудования, то в массовом потреблении VR они усомнились. «C AR технологиями все просто: будут появляться специальные приложения для них, утилиты, которые упрощают жизнь, - размышляет Михаил. - С виртуальной реальностью все иначе, очень много проблем, от автономного источника энергии до реализации обмана всех чувств человека для полного погружения».
Сами участники нечасто используют данные технологии в повседневной жизни: играют в VR-игры и игры с элементами дополненной реальности (известный Pokemon Go).
Надеемся, прошедший хакатон оставил у всех участников приятные впечатления. Если имеются какие-либо комментарии по организации HSE VR/AR HACK, просим заполнить форму фидбека. Желаем дальнейших успехов командам и реализации всех намеченных целей. Ждем вас на следующем хакатоне!
Материал подготовила студентка 2 курса МИЭМ НИУ ВШЭ Анастасия Лапшинова