Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Департамент электронной инженерии создан в 2015 году. В научной деятельности мы ориентированы на поиск наиболее эффективных инженерных решений в области электроники и наноэлектроники, физики конденсированного состояния, инфокоммуникационных устройств и систем связи, интеллектуального управления техническими системами. Мы участвуем в реализации образовательных программ для приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в России:
70 бюджетных мест
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
60 бюджетных мест
15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
Под науч. редакцией: Е. А. Крук, С. А. Аксенов, К. Ю. Арутюнов и др.
М.: ООО "Издательский дом Медиа паблишер", 2024.
Karabassov T., Golubov A., Vasenko A.
JETP Letters. 2024.
В кн.: Компьютерные технологии и анализ данных. Мн.: БГУ, 2024. С. 172-175.
Sergeev A., Minchenkov V., Солдатов А. В.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024. No. 2401.10777.
29 сентября 2023 г. состоялся научно-методический семинар Академического совета по научной работе департамента электронной инженерии МИЭМ НИУ ВШЭ. C докладом по теме "Математика медиакоммуникационной индустрии" выступил к.ф.-м.н., д. социол. н., профессор департамента электронной инженерии МИЭМ Сергей Александрович Вартанов.
Доклад был посвящён медиакоммуникационной индустрии, глубоко интегрированной в национальную и глобальную экономику и разнопланово взаимодействующей с другими отраслями экономики и мировой медиасистемой. Также уделено внимание многосторонности и разноплановости моделей ее функционирования. Они представлены как микро-, так и макроэкономическими моделями; с точки зрения задействованного математического аппарата они базируются и на теоретико-игровом подходе, и на задачах оптимизации – как «обычной», так и многокритериальной, и на теории оптимального управления. Динамика развития индустрии и связанных с ней рынков характеризуется дифференциальными уравнениями (как отдельными, так и системами), имеющими детерминированный либо стохастический характер. Последнее требует также применение достаточно развитого аппарата теории случайных процессов и теории вероятности в целом. Описанные подходы применяются в тех случаях, когда требуется аналитическое исследование теоретических социально-экономических моделей функционирования индустрии (например, модели многосторонних рынков, модели рекламной динамики, модели эндогенного роста). В частности, среди моделей микроэкономического уровня важнейшее место занимают разработанные автором доклада статические и динамические модели трехстороннего рынка, представляющие собой наименьшие (с точки зрения количества типов игроков) теоретико-игровые модели межотраслевых взаимодействий медиакоммуникационной индустрии. Динамические модификации таких моделей базируются на моделях рекламной динамики, традиционно подразделяемых на две основные группы, соответствующие типу первичного рекламного воздействия на потребителей. Первая описывает модели кратковременного убеждения, которые основаны на модели Видаля-Вольфа-Сетхи, другая группа моделей имеет дело с долгосрочными эффектами убеждения и престижа и основана на модели динамики гудвилла Нерлова-Эрроу. С другой стороны, когда речь идет об анализе статистических данных о состоянии и динамике развития медиакоммуникационной индустрии реальных экономик (в частности, российской), возникает задача разработки специальных эконометрических методов, учитывающих ее индустриальные особенности. К ним можно отнести, например, авторскую методологию расчета интегрального индикатора развития медиакоммуникационной индустрии России.
Затронутые в докладе методологические основы построения и исследования моделей социально-экономического функционирования медиакоммуникационной индустрии позволяют сформировать понимание затрагивающих ее внутри- и межотраслевых взаимодействий. Разработанная автором методология моделирования функционирования медиакоммуникационной индустрии позволяет применять весь накопленный корпус микро- и макроэкономических методов и моделей для анализа как внутрииндустриальных взаимодействий, составляющих ее субъектов и эндогенных процессов индустрии, так и межотраслевых связей ее самой и отдельных ее субъектов на микро- и макроуровнях. Подобные модели могут быть использованы при разработке сценариев и программ индустриального развития, а также в иных прикладных задачах, в частности связанных с индикативным планированием.
Доклад вызвал оживлённую дискуссию с участием профессоров НИУ ВШЭ Ю.Н. Кофанова, Н.Н. Грачева, А.Ф. Каперко.
Файл записи научно-методического семинара доступен по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1pkvB6ImrbOhX-ywS-CYPQYdO91fLOzjx/view