• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекция приглашенного зарубежного ученого - профессора Аркадия Шипулина «Оптические метаматериалы и уравнения Максвелла»

26 мая состоялась лекция приглашенного ученого из Германии - профессора Аркадия Владимировича Шипулина (Institute for Microwave Engineering and Photonics, Technical University of Darmstadt, Germany) «Оптические метаматериалы и уравнения Максвелла».

Уравнения Максвелла являются основой любой университетской программы, так или иначе связанной с оптикой и фотоникой. Изначально эти уравнения были предложены в форме (точнее, формах) достаточно далёких от того вида, который в настоящее время изучают студенты в рамках обычных курсов. Как это нередко происходит, со временем необходимость фундаментальных знаний, связанных с уравнениями Максвелла, уступила место набору практических рецептов, позволяющих решать конкретные задачи.

 С началом бурного развития нано фотоники и оптических метаматериалов вновь возникла необходимость глубокого понимания фундаментальных основ электродинамики, основанных на уравнениях Максвелла. При попытках объяснить оптические свойства метаматериалов в рамках традиционных представлений о диэлектрической и магнитной проницаемости быстро выяснилось, что для адекватного описания необходимо прежде всего понимать, каким образом эти проницаемости появляются в уравнениях. В теории электродинамики для этого существует специальные методы, объеденённые в общую тему «Теория гомогенизации». Эта тема, как правило, не получает достаточного внимания в университетских курсах. И если для обычных материалов в подавляющем большинстве случаев нет необходимости в изучении основ теории гомогенизации, то для понимания электродинамики метаматериалов это оказывается необходимым.     

 В лекции были затронуты лишь некоторые моменты, иллюстрирующие основы теории гомогенизации и необходимость включения этого материала в университетские курсы по электродинамике. Основная цель лекции – ещё раз подчеркнуть и проиллюстрировать на конкретном примере банальное, казалось бы, утверждение о необходимости понимания фундаментальных основ, в данном случае электромагнетизма.