• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Расписание 2021 год

Этноматематика: считаем, как все, но чуть-чуть по-другому
 

Лектор: Воронцова Татьяна Дмитриевна, ассистент департамента прикладной математики МИЭМ НИУ ВШЭ

Мир велик, и люди разделены в нем на группы по разным критериям: мы говорим и думаем на разных языках, живем в разных уголках планеты, любим кошек, а другие – собак. Часто говорят, что ученые объединены своей наукой, что она позволяет им стирать границы и понимать друг друга на своем едином языке теории. Однако, это не совсем так. Вы не задумывались, что различие языков влечет за собой и различие в мировоззрении и восприятии идей, отсюда и особый уклад мысли у каждого народа. У ученых есть, например, целая область, которая занимается изучением различий математического восприятия разными народами. Проще говоря, как есть у всех свой язык, так и есть своя математика. Теорема Пифагора, конечно у всех одна, но что же у нас разного? Об этом пойдет речь на лекции «Этноматематика: считаем, как все, но чуть-чуть по-другому»

Дата проведения: 18.02.2021 
Время проведения: 17.00 - 18.00
Адрес проведения: Онлайн
Место проведения: Webinar

Регистрация обязательна

Доступ по ссылке: https://events.webinar.ru/11766559/7985225
Пароль: miemhse

 


Прошедшие лекции

Иллюзия понимания или каким разным математикам нас пытаются научить в школе 

Лектор: Чернацкий Сергей Генрихович, директор Физико-математической школы МИЭМ НИУ ВШЭ 

Возможно, вторая часть названия темы покажется странной: что значит "разным математикам"? Разве математика не одна? Или имеется в виду алгебра и геометрия? Но ведь это не разные математики, а части одной математики, разве не так? Да, и это тоже не совсем так, потому что есть действительно разные алгебры и геометрии, которые благополучно противоречат друг другу. Но в данном случае речь не об этом. Не возникало ли у вас ощущения, что об одних и тех же вещах разные учителя иногда говорят по-разному? Ну, хорошо, учитель может случайно оговориться и сказать что-то не то. А когда об одном и том же в разных учебниках написано по-разному? И тем более, если эти учебники написаны одним автором?! Если так, то можно ли вообще говорить о понимании какого-либо материала? Не возникает ли в данном случае та самая иллюзия, о которой упомянуто в первой части названия темы? Как в такой ситуации вообще можно с чем-то разобраться?

В процессе занятия мы на реальных примерах посмотрим, насколько критичными являются подобные несоответствия при изучении различных разделов математики, а также поймём, что внимательное чтение учебника может породить вопросы, ответив на которые, мы, возможно, начнём лучше понимать как логику автора, так и то, насколько соответствующий текст укладывается или нет в наше собственное представление о данном материале.
Если обсуждение таких вопросов кажется интересным, то вот пара моментов, над которыми можно подумать до начала встречи: 1) Как связаны понятия "уравнение с двумя переменными"  и "уравнение прямой"? 2) Что такое "множество точек" и "геометрическое место точек"? Это почти одно и то же или между двумя этими понятиями есть принципиальная разница?

Дата проведения: 11.02.2021
Время проведения: 16.00 - 17.30
Адрес проведения: Онлайн
Место проведения: Zoom

Поскольку в процессе занятия происходит активное обсуждение рассматриваемых вопросов, всем участникам необходимо подключаться с использованием камеры и микрофона.